+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.05.2023 15:38:37
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Зигзаги ИT-суверенитета

Указ президента РФ об обеспечении технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ) переносился несколько раз. Владельцы объектов КИИ всеми силами отбивались от необходимости менять зарубежные разработки на российские. Это могло растянуться еще на годы, но с 24 февраля все гипотетические риски использования импортных разработок в КИИ стали реальными проблемами. В марте 2022 года указ президента был подписан в исходных формулировках – переводить объекты КИИ на российские, да еще и доверенные программно-аппаратные комплексы.
Дедлайн достижим?

Ситуация обсуждалась в четверг на организованном в Москве круглом столе «Обеспечение технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры (КИИ) РФ: создание отраслевых центров реагирования, производство и внедрение отечественных решений».

Согласно указу главы государства, переход на российское программное обеспечение на значимых объектах КИИ должен быть осуществлен до 1 января 2025 года. Между тем относительно внедрения и производства отечественных решений есть ряд серьезных проблем. В их числе – отсутствие собственных аналогов некоторых иностранных ИT-продуктов, необходимость их разработки в сжатые сроки, отметил сенатор, зампред Совета по цифровой экономике Артем Шейкин.

«Другими препятствиями в процессе импортозамещения являются ограниченная совместимость российских операционных систем с российскими же программами, необходимость их доработки и расширения возможностей под потребности заказчиков, а также высокие цены на отечественное ПО», – добавил он.

Необходимо также учитывать отраслевую специфику при переходе на доверенные программно-аппаратные комплексы (ПАК), уточнил директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития России Владимир Волошин.

«Те проекты нормативно-правовых актов, которые поступили к нам, по сути игнорируют существующее оснащение объектов КИИ, которое демонстрирует устойчивость работы и необходимый уровень безопасности, а проектируемое положение о замене ПАКов на доверенные комплексы в короткие сроки может поставить под угрозу сложившееся равновесие», – заявил чиновник.

Задача выхода к 2025 году критической информационной инфраструктуры на отечественное ПО и специальное оборудование недостижима по ряду отраслей, уточнил он. В первую очередь это энергетика. «Если бы сейчас в наличии был весь ТЭК на отечественных решениях в необходимом объеме, то просто сам переход на этот стек занял бы 2 года. У нас в моменте этого оборудования нет», – констатировал В. Волошин.

По его мнению, данный переход должен идти поэтапно, не ставя под угрозу работоспособность автоматизированных информационных систем, которыми пользуются сейчас крупные производства.

Кроме того, следует четко определить, что относится к КИИ. «Потому что прочтение одно, а когда приходят проверяющие органы – результат появляется другой», – пояснил представитель Минэкономразвития.

Цена независимости

Проблему нехватки специализированного оборудования подтверждают в регионах. Председатель совета Орловской торгово-промышленной палаты Сергей Кутенев отмечает недостаточное развитие в создании программно-аппаратных комплексов, проблемы суверенизации в производстве «железа». «Все, начиная от процессора и заканчивая кулером, мы должны производить самостоятельно. Этого нет на коммерческом рынке как минимум. Это вызов для всех. Немаловажным является строительство ЦОДов, они строятся, но этого недостаточно», – говорит С. Кутенев.

Нет и собственных операционных систем для коммерческого использования, уточнил он, а офисные программы, которые есть, не всегда соответствуют тем требованиям, которым отвечал Microsoft Office еще 10 лет назад. Необходимо добиться того, чтобы российское ПО не уступало импортным аналогам по качеству, стабильности работы и удобству пользования, подчеркнул С. Кутенев.

«Конечно, невозможно полностью использовать отечественную производственную базу, чтобы было все на 100%. Но в стратегических направлениях программное обеспечение (именно чем люди пользуются, то же офисное приложение, операционная система, BIOS, которые используются в «железе») все-таки должно быть российское», – убежден он.
В деле информационной безопасности отечественными разработчиками почти обеспечен технологический суверенитет, заверил замдиректора Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) Виталий Лютиков. Почти – потому что остаются незакрытыми отдельные позиции, уточнил он. В то же время ИT-отрасль работает над их решением.

Вместе с тем тревожат растущие цены на ее продукцию. «Наверное, сегодня нет ни одной области, класса решений в информационной безопасности, где цены с 24 февраля не подскочили в разы. При этом у нас вызывает озабоченность ценовая политика в сфере программных средств. Я понимаю, когда есть проблема с аппаратным обеспечением из-за трудностей с комплектующими, логистикой и т. д., но когда российское программное средство в 5–6 раз с февраля подскочило вдруг в цене, это вызывает вопросы», – рассказал В. Лютиков, уточнив, что ФСТЭК по этому поводу собиралась обратиться в ФАС о проверке обоснованности ценовой политики компаний – разработчиков ПО.

В любом случае достижение должного уровня обеспечения информационной безопасности на объектах КИИ требует значительных финансовых ресурсов. Поэтому, по мнению А. Шейкина, следует предусмотреть возможность, чтобы действующее иностранное оборудование у предприятий доработало свой амортизационный срок. Это позволит избежать серьезных убытков – неизбежных, если менять все сразу.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions