+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.10.2022 12:33:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Заменит ли гидроэнергетика угольные станции

Хотя гидроэлектростанции – один из самых чистых видов генерации, не использующих сжигание топлива, их постройка осложнена высокими капитальными затратами.
По воле волн
В настоящее время на гидрогенерацию в общем энергобалансе России приходится 20%, тогда как на тепловые электростанции, работающие на угле, – 12,5%. Сценарий развития электроэнергетики России до 2050 года предусматривает сохранение текущей доли выработки ГЭС на сегодняшнем уровне. Правда, с учетом среднегодового прироста электропотребления до 1% потребуется ввод в работу около 22 ГВт генерирующих мощностей на ГЭС и ГАЭС (гидроаккумулирующих электростанций), сообщил на форуме «Российская энергетическая неделя» председатель правления АО «Системный оператор единой энергетической системы» Федор Опадчий.

В «РусГидро» подчеркивают, что гидроэлектростанции не только покрывают потребительский спрос на электроэнергию, но и защищают регионы от наводнений и паводков. Строительство ГЭС дает различные социально-экономические эффекты, к примеру, благоприятствует развитию перевозок (водохранилища обеспечивают 85% грузооборота речного транспорта России, кроме того, повышается скорость движения судов на 10–15%), обеспечивает возможность улучшения наземных транспортных схем, поскольку плотины часто используются вместо мостов.

Между тем крупные гидростанции сегодня не строятся, а в сегменте возобновляемых источников энергии приоритет отдается ветровой и солнечной генерации. Главная причина – высокие затраты на строительство ГЭС и длительный срок окупаемости таких объектов.

«Если экономически рассчитать на 15 лет, гидростанция любой угольной станции проиграет. Но если мы рассчитываем на будущие поколения, то есть на весь срок полезного использования объекта, тогда ГЭС с каждым десятилетием становится ближе к вечному двигателю, потому что она не требует никакого топлива, а плотина может жить более 100 лет», – рассказал генеральный директор ПАО «РусГидро» Виктор Хмарин.

С государственным участием
У «РусГидро» имеются планы по достройке Крапивинской ГЭС в Кемеровской области мощностью 345 МВт. Это последний гидроэнергетический объект, строительство которого было начато в советское время и не завершено до сих пор. Есть планы по Дальнему Востоку, в том числе связанные с электрификацией БАМа. В числе перспективных проектов – Мокская ГЭС на реке Витим в Бурятии (мощностью 1200 МВт) и Канкунская ГЭС в Якутии (1000 МВт).

Однако без участия государства в этом деле не обойтись. «Со всех сторон гидроэнергетика требует защиты и поддержки. У нее нет такого мощного частного лобби, как у других отраслей, но нашей стране это надо», – убежден В. Хмарин.

Господдержка проектов в сфере гидроэнергетики и модернизации оборудования действующих станций необходима, но здесь нужен поиск правильной экономической модели, подчеркивает Ф. Опадчий. «Роль государства крайне важна, потому что только государство может принять во внимание эффекты соседних отраслей или задачи климатической повестки», – сказал он.

Строительство новых ГЭС должно поддерживаться в энергостратегии РФ, в свою очередь, считает руководитель энергетического бизнеса En+Group, гендиректор АО «ЕвроСибЭнерго» Михаил Хадриков. По его словам, новые гидроэлектростанции должны войти в программный документ наравне с тепловыми.

К настоящему времени рабочей группой при участии Минэнерго подготовлен перечень приоритетных проектов размещения таких объектов. В него включено 8 ГЭС суммарной установленной мощностью 4,7 ГВт и 6 ГАЭС на 6,5 ГВт.

«Очень хочется, чтобы эти объекты были зафиксированы в Генеральной схеме размещения [объектов электроэнергетики до 2035 года] и проработаны с точки зрения нормативного регулирования и правил рынка», – говорит исполнительный директор ассоциации «Гидроэнергетика России» Олег Лушников.

Кстати, уже сейчас в энергосистеме, особенно в европейской части страны, ощущается нехватка высокоманевренных мощностей, в связи с чем крайне актуален вопрос создания ГАЭС, во всем мире являющихся наиболее эффективными накопителями энергии, отмечают в «РусГидро».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions