+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.09.2022 09:57:03
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Законы, которые приняты без нас

Еще в начале нулевых спикер Мосгордумы Владимир Платонов сказал: «Многим кажется, что законодатели, просыпаясь утром, только и думают, какую бы еще гадость сделать своему народу». Прошло два десятилетия, а такое ощущение до сих пор продолжает иногда возникать у представителей транспортной отрасли. Некоторые новые законы и нормативные акты не просто затрудняют работу операторов и делают ее более затратной, но буквально препятствуют развитию отрасли и снижают качество услуг.
Приведем лишь несколько примеров.

Новые правила перевозок скоропорта железнодорожным транспортом, содержащие ряд позитивных норм, в то же время отобрали у профильных операторов грузовую базу на универсальные контейнеры, крытые вагоны и убили возможность инвестиций в современные рефрижераторные вагоны и контейнеры. А поскольку ответственность за качество доставляемого скоропорта теперь переложена с оператора подвижного состава на отправителя и получателя, добросовестные операторы проигрывают конкуренцию тем, для кого безразлично, испортится рыба в пути или нет. Об этом было сказано на семинаре, который провел РЖД-Партнер.

Поправки в ФЗ-257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» предусматривают организацию автоматических пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, но не выделяют в отдельную категорию службы автомобильной эвакуации и буксировки. А в ряде случаев искореженная в ДТП техника, погруженная на эвакуатор, выходит за установленные законом габариты. Или после поломки, к примеру, автокрана при буксировке обязательно будут нарушены разрешенные габариты по длине. Получается, что убирать с дороги такую технику просто нельзя. В итоге эвакуаторщики вынуждены действовать на свой страх и риск вне закона. Это подпитывает коррупцию и провоцирует на более серьезные правонарушения граждан, осуществляющих аварийную буксировку транспорта своими силами или при помощи коммерсантов, ведущих незаконную деятельность. Как это случилось недавно в Саратовской области, когда при незаконной непрофессиональной эвакуации был разрушен мост, испорчен экскаватор и сорваны земляные работы. Суммарный ущерб только от одного этого эпизода, напрямую связанного с поправками в ФЗ-257, превысил 200 млн руб. Об этом для РЖД-Партнер рассказал президент Ассоциации профессиональных служб эвакуации и буксировки транспорта Валерий Москалев.

А с 20 апреля работает перестраховочный пул по ОСАГО для компаний, выдающих полисы обязательной «автогражданки» в убыточных сегментах рынка. В первую очередь это грузовики. На IV Всероссийском слете грузовых автоперевозчиков частные операторы приводили примеры уловок, к которым прибегают страховщики, чтобы не оформлять ОСАГО. К примеру, в Ярославле существует единственный специализированный офис для выдачи ОСАГО грузоперевозчикам. Он расположен в самом центре города. Для получения полиса к нему требуется подогнать автомобиль. Но въезд грузовым автомобилям в центр города запрещен. В Российском союзе автостраховщиков на письменный запрос от РЖД-Партнера, почему так происходит, смогли ответить лишь скупое: «Эта проблема не носит системного характера».

А по-моему, как раз носит системный характер. Проблема в том, что депутаты и чиновники, принимая законы и подзаконные акты, не всегда приглашают к обсуждению отраслевых профессионалов. А если приглашают, то не имеют в виду весь спектр мнений. 

Президент национальной ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин на слете автогрузоперевозчиков отметил: «Законодательные нововведения появляются почти ежегодно, но они не улучшают жизнь перевозчиков. Это новые ограничения, сборы и средства контроля, которые работают некорректно и выписывают миллионные штрафы». Он предложил добиваться возвращения к советской системе, когда у каждого вида транспорта было собственное министерство, которое со знанием дела регулировало отрасль.

Идея интересная, но кто даст гарантию, что в этих новых министерствах появятся первоклассные отраслевые специалисты, а не оторванные от реальной жизни чиновники?

С другим предложением вышел В. Москалев. Он подготовил проект закона о том, чтобы к принятию любого нормативно-правового акта в обязательном порядке привлекались отраслевые профессионалы. По мнению «президента эвакуаторщиков», если все ассоциации, независимо от сферы деятельности, солидарно начнут требовать такого закона, его могут принять. К доработке законопроекта по просьбе операторов уже подключился один из опытнейших российских политиков, бывший спикер Совета Федерации, а ныне председатель фракции в Госдуме Сергей Миронов.

Но и у этого замысла есть недостаток. Всех желающих экспертов выслушать невозможно. Значит, министерства и ведомства начнут формировать экспертные группы по своему усмотрению и могут для удобства отобрать самых согласных. Сформируется одна постоянная команда, которая станет представлять всех, но нужен постоянный приток свежей крови. Каждый новый вопрос требуется решать непосредственно с теми, кого он больше всего волнует.

Звучат также предложения преобразовать существующие ассоциации в СРО. Статус саморегулируемой организации дает больше оснований для того, чтобы влиять на состояние отрасли. Однако этот путь многие эксперты считают крайне опасным.

«Ассоциация довольно легко переделывается в некоммерческое партнерство, которое является СРО, – сказал руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов. – Но по опыту, например, строительной отрасли мы можем сказать, что ни к чему, кроме дополнительных поборов и подорожания квадратного метра, это не привело. Под соусом СРО хотели сделать и неформальное лицензирование, и профсоюз, а получили совсем другое. Некоммерческие партнерства представителей отрасли особо не защищают. Для того, чтобы вступить в СРО, требуется заплатить дикий первоначальный взнос, а потом вносить членские взносы. СРО предназначались для того, чтобы контролировать качество, а в результате все свелось к тому, чтобы оплатить услуги тех, кто помогает пройти аккредитацию. По логике они должны регулировать отрасль, но по факту на законодательное обеспечение отрасли руководители СРО если и влияют, то крайне слабо. Да и для вступления в СРО нередко «трудоустраивают документы» нужных специалистов, которые в фирме не работают. Само собой, это не повышает качество. Если мы пойдем по этому пути в транспортной отрасли, то в перевозках появится одна большая зияющая дыра: маленькие перевозчики не потянут поборов и уйдут с рынка, а крупным просто неинтересны заказы, которые выполняют маленькие фирмы. Все это приведет к удорожанию для конечного потребителя».

По мнению С. Богатова, если мы хотим, чтобы инициатива по решению вопросов отрасли исходила от профессионального сообщества, не нужно его загонять в СРО. Перевозчики должны не собираться в один флакон под общей вертикалью, навязанной сверху, а просто действовать сообща. Положительные примеры того, как они неформально объединялись для решения локальной задачи и, действуя вместе, добивались от власти уступок, существуют хотя бы на местном уровне. Это, в частности, касается и весогабаритных рамок в Калужской, Челябинской, Волгоградкой, Свердловской и Нижегородской областях, Ставропольском крае. Результатом этой инициативы снизу стало увеличение нештрафуемого порога до 10% включительно. Небольшая, но победа.

Следуя этой логике, глобальные коррективы не требуются. Ассоциации лучше оставить такими, как они есть, и использовать уже существующие возможности. Среди них – общероссийский портал regulation.gov.ru, где все можно контролировать, изучать, комментировать и вносить предложения. На нем и Минтранс выкладывает проекты своих документов. Если уметь им пользоваться, то это неплохой механизм. Просто многие о нем не знают, поэтому мы и обнаруживаем проблемы задним числом. О таких инициативах или хотя бы о том, где их изучать, надо информировать бизнес чуть ли не на этапе регистрации фирмы. Также публичные слушания неплохо себя показали на местном уровне и могут быть применены и на федеральном. Можно и зарегистрироваться независимым экспертом в Минюсте, тогда рекомендации эксперта должны быть обязательно рассмотрены при доработке законопроекта. Само собой, чиновникам удобнее все делать по-тихому, без возни и шума. В таком случае они не тратят свое время и ничего формально не нарушают. А если возня и шум возникнут – отреагировать они будут обязаны. Но шум даст эффект, если его поднимать не после того, как закон уже принят, а до этого.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions