• Ставка на полувагон
    987
    17.9 %
    руб./сут.
    июль 2021
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2021Г. - 66 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 74.49 0 EUR ЦБ РФ 87.6 -0.17
    BTC 31745.35 usd BTC 2349790.81 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.06.2021 10:47:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

ВЗИИТ-РГОТУПС-РОАТ: вехи истории

История Российской открытой академии транспорта начинается с образования в 1951 году в городе Москве Всесоюзного заочного института инженеров железнодорожного транспорта – ВЗИИТ, который стал центром подготовки высококвалифицированных специалистов железнодорожного транспорта с высшим образованием. Одной из главных задач учебного заведения являлось максимальное обеспечение тесной связи обучения с производством. В первый год открытия были организованы три факультета, 13 кафедр и 1704 студента-первокурсника стали счастливыми обладателями студенческих билетов и зачетных книжек нового учебного заведения.
ВЗИИТ-РГОТУПС-РОАТ: вехи истории
Первым ректором стал Николай Филиппович Бочаров – генерал-директор тяги III ранга, к. т. н., доцент.

В момент организации институт не имел своей учебно-материальной базы. Занятия со студентами проводились на базе других учебных заведений, на заводах Министерства путей сообщения, в локомотивных и вагонных депо. Лишь в 1958 году вузу было передано здание бывшего Московского транспортно-экономического института на Часовой улице, в котором располагается академия и по сегодняшний день.

Организация учебного процесса требовала создания необходимых условий для успешной учебы железнодорожников с учетом местных условий, оказания помощи студентам при выполнении учебных планов. Именно для проведения занятий по месту жительства студентов ВЗИИТ начал создавать учебно-консультационные пункты (УКП). В 1953 году было открыто 9 УКП института – в Москве, Ленинграде, Харькове, Львове, Куйбышеве, Свердловске, Тбилиси, Киеве, Воронеже. В 1956-м создано еще 14 УКП – в европейской части страны, районах Сибири и Дальнего Востока. Количество студентов приблизилось к 10 тыс. человек.

В конце 1950-х гг. при кафедрах создаются передвижные учебные лаборатории на базе пассажирских вагонов. Таким образом открылась возможность для проведения учебной работы на линии. Это первый и единственный опыт, когда в учебном процессе использовались вагоны-лаборатории. Передвижные лаборатории позволили приблизить обучение непосредственно к местам производственной деятельности студентов, активизировать их учебную работу. Оценивая работу передвижных лабораторий с позиций сегодняшнего дня, можно отметить, что они явились одной из составляющих дистанционного обучения.

В 60–70-е гг. прошлого столетия продолжалась реорганизация ВЗИИТа, создавались филиалы института, имевшие учебные помещения, лаборатории, общежития, штат преподавателей. Организация филиалов позволила повысить качество подготовки специалистов.

Вся территория страны была охвачена сетью высших учебных заведений железнодорожников по заочной форме обучения. ВЗИИТ стал ведущим транспортным вузом СССР, готовившим специалистов железнодорожной отрасли с высшим образованием без отрыва от производства. Вся методическая работа по подготовке кадров для транспорта с заочной формой обучения проводилась в стенах вуза.

За короткий срок ВЗИИТ на деле показал не только жизнеспособность и полноценность заочной подготовки кадров, но и ряд ее преимуществ. Знания, получаемые студентами в процессе учебы, сразу же использовались ими на производстве. Многие студенты осуществляли реальное курсовое и дипломное проектирование, решая тем самым практические задачи производства.

К середине 1990-х гг. (за 40 с небольшим лет своего существования) ВЗИИТ подготовил для железнодорожной отрасли нашей страны свыше 44 тыс. специалистов с высшим образованием. Многие из них занимали ответственные посты на транспорте. Можно вспомнить Виталия Федоровича Соснина, Героя Социалистического Труда, занимавшего пост заместителя министра путей сообщения СССР в 1977–1984 гг. Митрофан Парамонович Батин – простой осмотрщик вагонов, которому за выдающиеся успехи в труде была присуждена Государственная премия СССР, – также является выпускником ВЗИИТ. Человек-самородок, он по малейшим признакам, определяемым на глаз, умел выявлять неисправности. Екатерина Максимовна Ермакова, Герой Социалистического Труда, была инициатором социалистического соревнования на Московской железной дороге. Каждый раз за смену досматривала десятки вариантов укладки грузов, в результате чего производственные планы восьмой пятилетки (1966–1970 гг.) на ст. Москва-Товарная-Курская были перевыполнены.

Но не только для отечественного железнодорожного транспорта велась подготовка кадров. В институте обучались и иностранные студенты. В условиях международного противостояния и холодной войны это были представители дружественных Советскому Союзу стран. Н. Б. Ванков – первый иностранный студент ВЗИИТ, впоследствии ставший заместителем главного инженера научно-производственных предприятий Болгарии на железнодорожном транспорте.

В период сложных для нашей страны преобразований ВЗИИТ продолжал оставаться одним из ведущих транспортных вузов страны. На протяжении его успешной работы был накоплен и значительный научный потенциал. Под руководством ведущих ученых ВЗИИТ были сформированы научные направления, в рамках которых осуществлялись перспективные исследования, велась подготовка высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров.

Важной исторической вехой становится 1995 год. За многолетнюю целенаправленную работу коллектива по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров ВЗИИТ получил статус университета и стал Российским государственным открытым техническим университетом путей сообщения (РГОТУПС).

За годы деятельности вуза в статусе университета РГОТУПС и его филиалы успешно прошли государственную аттестацию и аккредитацию. В 1999-м проведено структурное преобразование УКП университета в филиалы и представительства.

Структурные изменения в экономике, переход в новую информационную эру потребовали новых подходов к организации учебной и научной работы. Университет начал активно разрабатывать аппаратно-программное обеспечение дистанционного образования, начинают формироваться базы данных электронных версий учебно-методических материалов. Благодаря знаниям и труду научно-педагогических работников, РГОТУПС возглавил работу и стал лидером по разработке новых информационных технологий в образовательном процессе среди учебных заведений Министерства путей сообщения России. Также университет сумел сохранить свою уникальность, став центром по подготовке специалистов железнодорожного транспорта без отрыва от производства, продолжив традиции первого заочного транспортного вуза страны.

В 2007 году в соответствии с распоряжением  правительства РФ РГОТУПС был реорганизован путем присоединения к Московскому государственному университету путей сообщения (МИИТ) с образованием на его основе структурного подразделения университета – Российской открытой академии транспорта (РОАТ МИИТ).

В сентябре 2009-го был организован университетский комплекс МГУПС (МИИТ), в который вошла РОАТ, филиалы РГОТУПС и техникумы. С 2017 года в связи с реорганизацией и образованием Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ) все филиалы РОАТ были переданы другим железнодорожным университетам.

Процесс подготовки квалифицированных специалистов для железнодорожного транспорта неотделим от науки. Немалый вклад в отраслевую науку внесли ученые вуза. Ряд научных направлений, разрабатываемых в вузе, получили широкое признание среди специалистов. Огромный вклад в развитие вуза на новейшем этапе внесли выдающиеся ученые, доктора наук, профессора, такие как В. И. Апатцев (специалист в области организации производства и эксплуатации железных дорог), В. Ю. Горелик (специалист в области теории нестационарных систем автоматического управления, электроники и вычислительной техники), В. П. Ананьев (специалист в области диагностики, эксплуатации, ремонта и обслуживания строительно-дорожных машин и оборудования), А. С. Космодамианский (специалист в области автоматизации агрегатов и систем тяговых транспортных средств, электрических передач локомотивов), А. В. Горелик (специалист в области проектирования и технического обслуживания микропроцессорных систем железнодорожной автоматики и телемеханики), Л. А. Осипов (специалист в области цифровой обработки сигналов, алгоритмизации и моделирования), Г. В. Самме  (специалист в области сцепления локомотивов, трения и износа), В. А. Бугреев (специалист в области надежности и эксплуатации сложных технических систем), И. А. Климов (специалист в области гуманитарной подготовки работников железнодорожного транспорта) и многие другие. Всех, к сожалению, не перечислишь.

Казалось бы, вуз исключительно технический? Но вот еще одна немаловажная и интересная деталь: студенты РОАТ проявляют большой интерес к гуманитарной подготовке. В 2004 году на кафедре «Философия, социология и история» была организована научная школа «Социальная философия. Современные концепции общества как организационной формы социума и отдельной личности». Ее руководителем является когда-то заведующий кафедрой, а на сегодняшний день заместитель директора по учебно-методической работе, д. ф. н., профессор С. Н. Климов. В техническом железнодорожном вузе выпускаются аспиранты по специальности «социальная философия». Это подчеркивает многопрофильность учебного заведения!

На сегодняшний день РОАТ – это ведущий специализированный центр подготовки кадров высшей квалификации по всем направлениям транспортной отрасли заочной формы обучения. В вузе обучается более 11 тыс. студентов, из которых примерно 3 тыс. студентов – целевики. Три учебных корпуса, 16 кафедр, учебно-научные лаборатории, компьютерные классы... Несмотря на трудности, учебный процесс идет и продолжается.

На всех этапах истории вуз – ВЗИИТ-РГОТУПС-РОАТ – вносил и вносит существенный вклад в подготовку специалистов для железнодорожного транспорта и других отраслей народного хозяйства, выпустив за эти годы свыше 90 тыс. инженеров.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 1998-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions