+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.11.2020 09:27:27
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

В Госдуму внесен законопроект об отмене демпфера

23 ноября 2020 в Государственную думу Российской Федерации внесен законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (№ 1060689-7), смысл которого заключается в отмене демпфера. Законопроект сформулирован в результате экспертно-аналитических исследований и оценки последствий применения демпфирующего механизма нефтеперерабатывающими компаниями, осуществленных аналитическим центром Независимого топливного союза (НТС) – объединения владельцев независимых АЗС. Законопроект внесен за подписью депутатов КПРФ при содействии депутата Государственной думы Н. В. Коломейцева.
Механизм демпфера появился в Налоговом кодексе Российской Федерации по инициативе правительства России в рамках законопроекта «О завершении налогового маневра» с января 2019 года. Инициаторы предполагали, что необходимо стимулировать нефтяные компании поставлять топливо на внутренний рынок в условиях выгодного экспорта и тем самым предотвратить его дефицит с последующим ростом цен.

Первые корректировки в демпфирующий механизм пришлось вводить уже 1 июля 2019 года: после I полугодия работы стало ясно, что расчетные цены и демпфирующие коэффициенты не соответствуют реальной динамике стоимости нефтепродуктов на мировом рынке. В спокойном режиме демпфирующий механизм проработал чуть больше полугода – до января 2020-го, когда на мировых рынках отсутствовала какая-либо значимая динамика цен на нефть, а волатильность находилась на низком уровне.

Резкое падение мировых котировок нефтепродуктов с февраля 2020 года из-за пандемии COVID-19 привело к тому, что демпфирующий механизм стал налогом на кризис для отечественных производителей и в конечном счете неблагоприятно сказался на благосостоянии потребителей, считают в НТС. Представители союза отметили, что к этому привела сама логика работы демпфера: чем ниже индекс экспортной альтернативы на нефтепродукты, тем выше дополнительная налоговая нагрузка на каждую тонну моторного топлива, поставляемую на внутренний рынок, при этом нижнего порога обнуления демпфера нет. В период с мая по август на российском оптовом рынке наблюдался парадокс: несмотря на снижение закупочной цены сырья для НПЗ (вследствие падения мировых цен на нефть), биржевые цены росли, а на 95-й бензин они достигли и вовсе исторического максимума. На максимумы повлияли также неудачные решения по двукратному снижению нормативов продаж топлива на бирже и запрет на импорт нефтепродуктов. В итоге в апреле – мае 2020 года в глубоком убытке оказались НПЗ, а в июне – августе – предприятия сбытовой инфраструктуры топливного рынка, сообщает НТС.

В марте 2020 года при поставке тонны автомобильного бензина пятого экологического класса помимо акциза в 12 752 руб. на каждую тонну НПЗ нужно было заплатить порядка 12,5 тыс. руб., в апреле – около 19 тыс. руб., в мае – почти 13 тыс. руб., в июне – 7,5 тыс. руб., в июле – более 5 тыс. руб., в августе, сентябре и октябре – в районе 4 тыс. руб. Совокупная налоговая нагрузка на каждую тонну бензина, поставленную на внутренний рынок, выросла с 12 752 руб. в среднем до 16,7–27,5 тыс. руб. Если переводить в литры, то с 9 до 12,5–20,5 руб. за литр. Как сообщают в НТС, в итоге объем дополнительных выплат в федеральный бюджет уже перекрыл субсидии второй половины 2019 года. «Демпфирующий механизм превратился в налог на кризис для отечественных нефтяных компаний, которые и так рапортуют о существенных убытках в 2020 году. Вместо снижения оптовых и розничных цен на нефтепродукты (что в условиях локдауна стало бы стимулом для национальной экономики) мы получили очередное их повышение. Согласно исследованиям ценовой динамики на моторные топлива в странах Европы и СНГ, Россия наряду с Беларусью – одна из немногих стран, где цены на фоне снижения мировых котировок не упали, а выросли», – сообщил представитель союза.

«Демпфирующий механизм сегодня не выполняет заявленную цель – сглаживание роста цен на нефтепродукты. Наоборот, он стал источником для дальнейшего увеличения стоимости для конечных потребителей. Мы с самого начала предупреждали, что сама по себе логика механизма порочна – «налог на кризис» и «субсидия на прибыль». Абсурд, но субсидируются нефтяные компании тогда, когда внешняя конъюнктура крайне благоприятна и прибыли высоки. А дополнительные отчисления в бюджет они производят в момент снижения мировых цен и образования убытков. Здесь, конечно, можно возразить: дескать, субсидируются не компании, а внутренний рынок. Но по такой логике и налог отчисляет тоже весь внутренний рынок. Причем если субсидия ограничена 10%-ным потолком, то налог де-факто не ограничен совсем.

При этом отмена демпфирующего механизма не приведет к уменьшению доходов бюджета, поскольку такая форма дохода не была запланирована в федеральном бюджете. Существующий доход является экстраординарным следствием допущенной ошибки, ухудшающей положение миллионов граждан России и наносящей ущерб национальной экономике. Сейчас у депутатов Государственной думы появилась возможность реально помочь каждому жителю нашей страны, отменив демпфер», – заявил Павел Баженов, президент Независимого топливного союза.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions