Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, утверждающее Долгосрочную стратегию развития зернового комплекса России до 2035 года. Документ был опубликован на сайте кабмина накануне, 15 августа.
В пояснении к стратегии отмечается, что ее цель – формирование высокоэффективной, научно и инновационно ориентированной, конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной сбалансированной системы производства, переработки, хранения и реализации основных зерновых и зернобобовых культур, продуктов их переработки, гарантирующей продовольственную безопасность России, полностью обеспечивающей внутренние потребности страны и создающей значительный экспортный потенциал.
«Реализация стратегии позволит повысить эффективность и технологичность предприятий зернового комплекса, усилить позиции России на мировом рынке зерна и продуктов его переработки, окажет комплексное воздействие на смежные отрасли, в том числе за счет поддержки спроса на продукцию предприятий машиностроения, производства удобрений и средств защиты растений», – отмечают в правительстве.
На заседании правительства 15 августа Д. Медведев подтвердил важность документа: «Мы по итогам 2018 года вошли в тройку крупнейших экспортеров в мире (в зависимости от того, как и что считать – по некоторым позициям и на 1-м месте). У нас есть все возможности, чтобы продолжать наращивать поставки за рубеж, естественно, без ущерба для решения внутренних задач по обеспечению продовольственной безопасности».
В течение 6 месяцев Минсельхоз России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти должен представить в правительство проект плана мероприятий по реализации стратегии.
В самом документе обозначены ключевые показатели, характеризующие состояние зернового комплекса страны по итогам 2018 года. К примеру, валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 113,3 млн т, в том числе пшеницы 72,1 млн т. Объем экспорта зерновых и зернобобовых культур составил 56,2 млн т, из них зерновых культур 54,9 млн т.
В списке факторов внутренней среды, относящихся к сильным сторонам зернового комплекса РФ, в стратегии обозначены наличие значительного потенциала повышения урожайности и увеличения посевных площадей; относительно невысокая стоимость использования земельных ресурсов; совершенствование государственной поддержки в части агропромышленного комплекса; восстановление плодородия почв; возможность увеличения объемов внутреннего потребления, в том числе за счет производства комбикормов и промышленной переработки зерна; возможность увеличения экспорта; близость крупнейших зарубежных рынков к крупнейшему региону – производителю зерновых культур; развитие современной портовой инфраструктуры в Азово-Черноморском бассейне; реконструкция железнодорожных и автомобильных дорог; увеличение объема промышленной переработки зерна; развитие и внедрение новых агробиотехнологий и т. д.
К факторам внутренней среды, относящимся к слабым сторонам зернового комплекса РФ, стратегия относит высокую зависимость производства в ряде ключевых регионов-производителей от природно-климатических факторов; снижение плодородия почв; высокую зависимость от импорта средств защиты растений, машин и оборудования, а также семян кукурузы; высокие логистические издержки, связанные с неразвитостью инфраструктуры зернового рынка и значительным отдалением ряда основных зон производства от конечных рынков; различную динамику цен сельскохозяйственной продукции и цен материально-технических ресурсов; высокую степень закредитованности сельскохозяйственных производителей в ряде ключевых регионов – производителей зерна; низкую обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами.
Кроме того, в этом списке отмечаются снижение научного потенциала отрасли; технологическое отставание; концентрация в ряде отраслей у нескольких игроков-поставщиков значительной доли рынка средств производства и услуг для зернового комплекса (поставка горюче-смазочных материалов, железнодорожные перевозки зерновых); снижение численности населения сельских территорий.
Для достижения поставленных целей необходим целый комплекс мероприятий, а именно развитие отечественных селекции и семеноводства; сокращение ежегодных колебаний и увеличение валового сбора зерновых и зернобобовых культур, а также увеличение объема и повышение качества применяемых удобрений; развитие механизмов определения качественных характеристик зерна, не привязанных к классам пшеницы и более соответствующих потребностям конечных потребителей; снижение волатильности цен внутреннего рынка зерна; снижение инфраструктурно-логистических издержек в рамках вертикальной цепочки поставки путем развития мощностей; увеличение экспорта зерна и продуктов его переработки.
Также в стратегии расписываются сценарии развития зернового комплекса. При оптимистическом сценарии рост валового производства зерна достигнет к 2035 году 150,3 млн т; экспорт зерна к 2035 году будет увеличен на 15,8% (до 63,6 млн ь), а внутреннее потребление зерна вырастет на 12,2% по сравнению с 2018-м и составит 86,6 млн т.
При базовом сценарии рост валового производства зерна составит 23,6% и к 2035 году достигнет 140 млн т; внутреннее потребление зерна до 2035 года вырастет на 11,8% по сравнению с 2018-м и составит 86,2 млн т. Реализация базового сценария позволит экспортировать к 2035 году 5,9 млн т зерновых.
В пессимистическом сценарии отражены спад экономики, снижение уровня государственной поддержки, увеличение частоты проявления неблагоприятных погодных условий (засуха либо наводнение в ряде регионов). Согласно пессимистическому сценарию, производство зерна к 2035 году составит 125,4 млн т. Внутреннее потребление зерна, которое к 2035 году составит 85,6 млн т, при этом экспорт к 2035 году сократится до 39,7 млн т (на 27,7%).
Ресурсное обеспечение реализации стратегии будет формироваться преимущественно за счет частных инвесторов и заемных средств кредитных организаций. Меры государственной поддержки, направленные на реализацию стратегии, будут осуществляться в рамках бюджетных ассигнований федерального бюджета. «При этом инвестиционные проекты и мероприятия, реализуемые в рамках стратегии, не являются источником возникновения дополнительных расходных обязательств федерального бюджета», – указано в стратегии.
С полным текстом документа можно ознакомиться по ссылке
http://static.government.ru/media/files/y1IpA0ZfzdMCfATNBKGff1cXEQ142yAx.pdf
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.