+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.08.2019 09:55:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Утверждена Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса России до 2035 года

Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение, утверждающее Долгосрочную стратегию развития зернового комплекса России до 2035 года. Документ был опубликован на сайте кабмина накануне, 15 августа.

В пояснении к стратегии отмечается, что ее цель – формирование высокоэффективной, научно и инновационно ориентированной, конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной сбалансированной системы производства, переработки, хранения и реализации основных зерновых и зернобобовых культур, продуктов их переработки, гарантирующей продовольственную безопасность России, полностью обеспечивающей внутренние потребности страны и создающей значительный экспортный потенциал.

«Реализация стратегии позволит повысить эффективность и технологичность предприятий зернового комплекса, усилить позиции России на мировом рынке зерна и продуктов его переработки, окажет комплексное воздействие на смежные отрасли, в том числе за счет поддержки спроса на продукцию предприятий машиностроения, производства удобрений и средств защиты растений», – отмечают в правительстве.

На заседании правительства 15 августа Д. Медведев подтвердил важность документа: «Мы по итогам 2018 года вошли в тройку крупнейших экспортеров в мире (в зависимости от того, как и что считать – по некоторым позициям и на 1-м месте). У нас есть все возможности, чтобы продолжать наращивать поставки за рубеж, естественно, без ущерба для решения внутренних задач по обеспечению продовольственной безопасности».

В течение 6 месяцев Минсельхоз России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти должен представить в правительство проект плана мероприятий по реализации стратегии.

В самом документе обозначены ключевые показатели, характеризующие состояние зернового комплекса страны по итогам 2018 года. К примеру, валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 113,3 млн т, в том числе пшеницы 72,1 млн т. Объем экспорта зерновых и зернобобовых культур составил 56,2 млн т, из них зерновых культур 54,9 млн т.

В списке факторов внутренней среды, относящихся к сильным сторонам зернового комплекса РФ, в стратегии обозначены наличие значительного потенциала повышения урожайности и увеличения посевных площадей; относительно невысокая стоимость использования земельных ресурсов; совершенствование государственной поддержки в части агропромышленного комплекса; восстановление плодородия почв; возможность увеличения объемов внутреннего потребления, в том числе за счет производства комбикормов и промышленной переработки зерна; возможность увеличения экспорта; близость крупнейших зарубежных рынков к крупнейшему региону – производителю зерновых культур; развитие современной портовой инфраструктуры в Азово-Черноморском бассейне; реконструкция железнодорожных и автомобильных дорог; увеличение объема промышленной переработки зерна; развитие и внедрение новых агробиотехнологий и т. д.

К факторам внутренней среды, относящимся к слабым сторонам зернового комплекса РФ, стратегия относит высокую зависимость производства в ряде ключевых регионов-производителей от природно-климатических факторов; снижение плодородия почв; высокую зависимость от импорта средств защиты растений, машин и оборудования, а также семян кукурузы; высокие логистические издержки, связанные с неразвитостью инфраструктуры зернового рынка и значительным отдалением ряда основных зон производства от конечных рынков; различную динамику цен сельскохозяйственной продукции и цен материально-технических ресурсов; высокую степень закредитованности сельскохозяйственных производителей в ряде ключевых регионов – производителей зерна; низкую обеспеченность квалифицированными трудовыми ресурсами.

Кроме того, в этом списке отмечаются снижение научного потенциала отрасли; технологическое отставание; концентрация в ряде отраслей у нескольких игроков-поставщиков значительной доли рынка средств производства и услуг для зернового комплекса (поставка горюче-смазочных материалов, железнодорожные перевозки зерновых); снижение численности населения сельских территорий.

Для достижения поставленных целей необходим целый комплекс мероприятий, а именно развитие отечественных селекции и семеноводства; сокращение ежегодных колебаний и увеличение валового сбора зерновых и зернобобовых культур, а также увеличение объема и повышение качества применяемых удобрений; развитие механизмов определения качественных характеристик зерна, не привязанных к классам пшеницы и более соответствующих потребностям конечных потребителей; снижение волатильности цен внутреннего рынка зерна; снижение инфраструктурно-логистических издержек в рамках вертикальной цепочки поставки путем развития мощностей; увеличение экспорта зерна и продуктов его переработки.

Также в стратегии расписываются сценарии развития зернового комплекса. При оптимистическом сценарии рост валового производства зерна достигнет к 2035 году 150,3 млн т; экспорт зерна к 2035 году будет увеличен на 15,8% (до 63,6 млн ь), а внутреннее потребление зерна вырастет на 12,2% по сравнению с 2018-м и составит 86,6 млн т.

При базовом сценарии рост валового производства зерна составит 23,6% и к 2035 году достигнет 140 млн т; внутреннее потребление зерна до 2035 года вырастет на 11,8% по сравнению с 2018-м и составит 86,2 млн т. Реализация базового сценария позволит экспортировать к 2035 году 5,9 млн т зерновых.

В пессимистическом сценарии отражены спад экономики, снижение уровня государственной поддержки, увеличение частоты проявления неблагоприятных погодных условий (засуха либо наводнение в ряде регионов). Согласно пессимистическому сценарию, производство зерна к 2035 году составит 125,4 млн т. Внутреннее потребление зерна, которое к 2035 году составит 85,6 млн т, при этом экспорт к 2035 году сократится до 39,7 млн т (на 27,7%).

Ресурсное обеспечение реализации стратегии будет формироваться преимущественно за счет частных инвесторов и заемных средств кредитных организаций. Меры государственной поддержки, направленные на реализацию стратегии, будут осуществляться в рамках бюджетных ассигнований федерального бюджета. «При этом инвестиционные проекты и мероприятия, реализуемые в рамках стратегии, не являются источником возникновения дополнительных расходных обязательств федерального бюджета», – указано в стратегии.

С полным текстом документа можно ознакомиться по ссылке http://static.government.ru/media/files/y1IpA0ZfzdMCfATNBKGff1cXEQ142yAx.pdf
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions