+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.05.2021 14:49:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Суммарный размер ущерба от краж грузов в России может достигать $100 млн

TT Club, IMPACT и TAPA подготовили совместный отчет о криминальных тенденциях в грузоперевозках в России в 2020 году. На данный момент это самое крупное исследование, посвященное ущербу от краж грузов в РФ. Согласно данным, полученным авторами исследования, суммарный размер ущерба от краж грузов в России может достигать $100 млн, что оказывает свое негативное влияние не только на локальный, но и на международный бизнес.
При этом авторы отмечают, что данная информация об инцидентах представляет собой лишь часть реального числа преступлений с грузами в России, поскольку, очевидно, большое количество инцидентов не доходят до полиции и страховых компаний и не находят отражения в соответствующих отчетах.

Пандемия помешала мошенникам
Согласно статистике, рынок автомобильных грузоперевозок в России в 2020 году вырос почти на 10%, несмотря на негативные последствия локдауна в апреле и мае, связанного с первой фазой пандемии. Особенно активными были перевозки из Московской области, подтверждая особое значение Центрального региона как крупнейшего в стране транспортного узла.

При этом, согласно официальным данным, количество инцидентов, связанных с утратой груза, в России снизилось на 45% за период с 2016 по 2020 год (существенный вклад в эту цифру внесли логистические ограничения из-за коронавируса и снижение общего объема торговли, из-за чего общее количество зарегистрированных инцидентов сократилось за период с 2019 по 2020 г. примерно на 35%). Средняя стоимость утраченного груза также сократилась на 9,69%, примерно до 2,8 млн руб.

Тем не менее проблема продолжает оставаться острой в своей масштабности. По данным независимого исследования, на грузовые кражи в России ежегодно приходится более 1,5 млрд руб. убытков.

В статистику по кражам попадают как мелкое воровство из транспортных средств, припаркованных на незащищенных стоянках, так и угоны целых машин с грузом и крупные хищения со складов. Организованные преступные группировки постоянно ищут способы обойти системы контроля и безопасности, чтобы проникнуть в места хранения и транспортировки груза, а потом успешно вывезти и реализовать белый товар на сером рынке. Риску кражи подвержены любые категории товаров, особенно при автомобильных перевозках. Способы нападений могут быть разнообразны, однако чаще всего приходится сталкиваться с многоуровневыми мошенническими схемами, в которых задействованы перевозчики с перекупленными аккаунтами, подставные водители и поддельные документы на транспортные средства. Высоки также риски, исходящие от персонала компаний, когда сами менеджеры по логистике вступают в сговор с преступниками и используют учетные записи преступников на различных транспортных биржах и интернет-порталах.

Как обманывают грузовладельцев?
Как отмечают авторы исследования, методы, которые использовались организованной преступностью для проникновения в цепи поставок в 2020 году, не претерпели существенных изменений по сравнению с 2019-м. Основным способом нападений по-прежнему являются разнообразные мошеннические схемы и кражи из припаркованных грузовиков. Наблюдается небольшая тенденция к росту мошенничества в 2020 году, доля которого составила более 83% зарегистрированных инцидентов. Этому способствовали периоды ограничений, связанных с пандемией COVID-19, которые препятствовали свободному перемещению населения и грузов и, соответственно, ограничивали доступ преступников к грузам, находящимся в транзите.

«Общим для всех мошеннических схем является водитель, прибывающий на место погрузки, который, в свою очередь, может являться частью намерений мошенников или использоваться вслепую. В обоих случаях благонадежность водителя во время проверки его данных не вызывает сомнений, поскольку все документы – удостоверения личности и документы на транспортное средство (если это не фальсифицированные документы) всегда являются подлинными. Только после того, как водитель получил груз, преступники вмешиваются и, выдавая себя за владельца товара, перенаправляют машину и груз в другое место назначения. Водитель сам может оказаться жертвой мошенничества, а в некоторых случаях он является соучастником хищения, охотно нарушая правила перевозок, чтобы получить оплату за свои услуги любыми способами», – рассказывают авторы исследования.

Если рассматривать отдельные виды мошенничества, которые используют преступники, то в 2020 году произошел значительный сдвиг от поддельных документов, на долю которых в 2019-м пришлось более 20% инцидентов. Поддельные документы составили всего 5% инцидентов в 2020 году, что привело к резкому росту мошеннических краж, совершенных путем доступа к грузу под кажущейся законной эгидой, а затем разгрузки груза в неустановленном месте во время перевозки.

Помимо самого факта завладения грузом, мошенники стремятся всячески оттянуть факт обнаружения хищения, поскольку это дает им шанс совершить максимальное число аналогичных хищений в рамках одной серии с использованием одних и тех же легальных водителей и транспортных средств. «Не следует забывать, что подготовка мошеннической серии – это очень сложное и затратное мероприятие. Тем не менее доступность информации в интернете и ее распространение посредством транспортных бирж и других цифровых площадок обеспечивают преступникам беспрепятственный доступ к данным заказчиков и поставщиков транспортных услуг», – отмечают исследователи.

Кто несет потери?
Данные IMPACT и TT Club отметили «преемственность» по хищениям в двух основных категориях грузов в 2019–2020 гг. Наиболее востребованными у злоумышленников оставались продовольствие и напитки, хищение которых в целом увеличилось с 22,1 до 27,8% в 2020 году. Это, вероятно, результат того, что рыночные силы качнулись в пользу товаров первой необходимости, а не предметов роскоши в результате воздействия пандемии. При этом случаи краж из припаркованных грузовиков сокращаются из года в год. Инциденты, связанные в основном с поддельными документами, резко сократились с 22,8 до 7,7%. Инциденты, когда преступники получали доступ к грузу по легальным документам, чтобы доставить его в неизвестное место, резко возросли за тот же период – с 69 до 85%.

Металлы и кабельная продукция были второй наиболее уязвимой категорией грузов в 2019 году с долей в 24%, сократившись до 12,5% в 2020-м. По кражам строительных материалов и алкоголя было также отмечено заметное сокращение за этот период. В 2020 году участились случаи краж бытовой техники, а также одежды, обуви и текстиля, но уменьшилось количество краж автозапчастей. На высоком уровне остается количество хищений кондитерских изделий, цветных металлов, а также сборных грузов, которые находятся в первой шестерке наиболее ценных товаров. В 2019 и 2020 гг. сборные грузы были, безусловно, самыми целевыми поставками. Отчасти на это повлияла доступность к этим грузам из распределительных центров и тенденция к мошенническому доступу к таким грузам.

Как себя обезопасить?
Авторы исследования выделяют четыре аспекта, на которые следует обратить внимание тем, кто хочет обезопасить себя от кражи груза:

• Повышение осведомленности и подготовка персонала
«Одним из первых и наиболее важных аспектов снижения риска является обучение тех сотрудников, которые участвуют в обеспечении цепей поставок. От водителя и диспетчера логистического оператора до менеджера распределительного центра – все без исключения должны иметь общее представление о текущих рисках и иметь возможность выявлять несоответствия и настораживающие факты», – поясняют авторы исследования. Ключевой компонент обучения должен быть сосредоточен на том, что нападение обычно происходит в наиболее загруженные периоды или в предпраздничные дни, когда преступники имеют преимущество во времени и вероятность снижения бдительности персонала.

• Процедуры проверки контрагентов и протоколы эскалации
Важно разработать надежные процессы идентификации и верификации. Процессы должны быть достаточными для выявления настораживающих моментов, будучи при этом соразмерными, обеспечивая их строгое соблюдение даже в самые загруженные периоды работы. «Помните, что преступники будут подробно изучать выбранную цель и выбирать уязвимое место в ваших процедурах, чтобы нанести удар в самый неподходящий для вас момент, тем самым повышая вероятность успеха и снижения риска своей идентификации», – предупреждают исследователи.

При выявлении несоответствий крайне важно иметь четкий процесс эскалации, чтобы гарантировать своевременное и адекватное принятие решения лицом, обладающим достаточными на то полномочиями.

• Стандарты и технологии
Применение отраслевых стандартов безопасности, в частности требований TAPA Trucking Security Requirements, может значительно снизить риски мошенничества и традиционных краж. Стандарты TAPA могут использоваться в соглашениях (контрактах) между грузоотправителями и их поставщиками логистических услуг в качестве общей основы, чтобы избежать неправильного толкования и пробелов в процессах безопасности.

• Проявление должной осмотрительности
Выполнение достаточных проверок на благонадежность поможет предприятиям защитить себя и груз. В этот пункт авторы исследования включают ряд деталей, которые следует строго проверять: полное юридическое наименование и юридический адрес поставщика, подробная информация о других филиалах, контактная информация, интернет-адрес, подтверждение права собственности, регистрационный номер компании, дата регистрации компании, детали страховки и т. д.

«Не поддавайтесь давлению со стороны заказчика и поставщика, вынуждающего вас обойти процедуры должной осмотрительности. Мошенник будет знать, что вы находитесь в цейтноте, и будет рассчитывать на то, что вы пойдете на риск в обход установленных требований безопасности», – призывают авторы исследования.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions