+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.09.2022 14:21:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

ПМГФ-2022: водород из углеводородов – дорогой, но если отказаться от него, он будет еще дороже

Водород – хайп или необходимость? Об этом участники Петербургского международного газового форума спорили на площадках и в кулуарах. Доцент факультета низкотемпературной энергетики университета ИТМО заявил, что если сейчас не войти в разработку водорода, то потом уже будет поздно. Однако его коллега Валерий Бессель, исполнительный вице-президент «НьюТек Сервисез», профессор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, заявил, что отдавать под производство углеводороды – неэкономно, для этого достаточно воды или атомной энергии.
Хайп периода чистой энергетики

«Покупать транспорт на экотопливе – это не просто модно, не просто хайп», – говорит Владимир Воронов, член правления Национальной ассоциации СПГ, к. т. н., доцент факультета низкотемпературной энергетики университета ИТМО. По его словам, потребитель транспорта на водородной энергетике – это пока редкие популисты и пропагандисты экологии. Однако у водородной энергетики – большое будущее, настаивает эксперт.

«Самый большой пакет инвестиций в водородную мировую экономику – у министра энергетики США. И, зная это, мы сами можем ответить себе на вопрос: будет ли дальше развиваться водородная экономика?» – говорит В. Воронов.

В России водородная энергетика развивается сложно, но развивается. Сложности связаны в первую очередь со сменой партнеров: коллеги из уже недружественных стран ушли, но на их место пришли партнеры из стран дружественных.

«Есть государственные программы, предусматривающие реализацию водородной стратегии в России. Так что нам от этого никуда не уйти», – заявляет он.

В Европе появилась железнодорожная линия, которую целиком обслуживают только водородные поезда. Сейчас на маршрут выходит пять поездов Coradia iLint, к концу года их число увеличится до 14. Проект обошелся в €93 млн. Он включает постройку водородной заправочной станции. В России тоже разработали трамвай, который работает на топливных водородных ячейках.

«Правда, половина трамвая была заставлена этими водородными ячейками. Число пассажиров – в 2 раза меньше, чем в трамвае, который двигается от электроэнергии. Но чем-то всегда приходится жертвовать», – объясняет В. Воронов. Водород в качестве топлива применяют и в авиации, и в энергетике. Сейчас реализуют проект по переводу на водородное топливо дронов.

Водород – энергия сомнительная

Однако его коллега, В. Бессель, считает, что эффективность водородной энергетики на современном этапе остается сомнительной.

«У водорода удельная массовая теплота сгорания самая высокая, но если говорить об удельной объемной теплоте сгорания, то мы увидим, что у водорода она самая низкая, даже жидкий водород, на сжижение которого вы затратите колоссальное количество энергии, имеет теплоту сгорания меньше, чем сжатый метан», – говорит В. Бессель.

Автомобиль на равном количестве топлива проедет на разное расстояние: полный бак, наполненный водородом, даст автомобилю энергии на 840 км, а полный бак бензина или дизеля – примерно на 34 тыс. км. Для сравнения: сжиженный метан позволит проехать всего 2 тыс. км – это, конечно, меньше, чем на бензине, но больше, чем на водороде. Смешение водорода с метаном в трубопроводах приведет к резкому падению давления и новым энергозатратам.

«С любым добавлением водорода и созданием метан-водородной смеси у нас сокращаются выбросы СО2, но при этом сразу же начинает падать и сама плотность смеси, а значит, энергетическая ценность тоже падает. У водорода при сжижении плотность 16 кг на кубометр, а у метана – 142–145 кг на кубометр», – объясняет профессор.

Углеводородное топливо, да и природный газ будут использовать как самый энергетически чистый и энергоэффективный источник, резюмирует В. Бессель.

А если не успеть?

Однако от водорода все-таки не стоит отказываться, настаивает коллега из петербургского университета. Потому что переход на этот вид топлива анонсировал весь мир.
«Если мы опоздаем, то после перехода на новый вид топлива придется покупать технологии дорого», – объясняет он свой тезис.

При этом необходимость инвестировать в водород он объясняет ростом объемов добычи газа и ростом цен на него. А также, удивительно, ростом объемов потребления угля.
«Да, несколько стран полностью отказались от угольной генерации. Но некоторые не так громко, но возвращаются к ней», – говорит он.

Мировая экономика требует больших запасов энергии, добавляет он. «Уголь, если смотреть в процентном соотношении, реализуется и используется сейчас в большом объеме. Несколько лет назад обещали, что и потребление нефти будет снижаться, но уменьшения нет, есть рост потребления. Да, растет уровень потребления природного газа, растет уровень потребления ВИЭ, возможно, и уровень потребления водорода будет расти. Да, на фоне других источников энергии привычные углеводороды тоже никуда не уйдут», – объясняет он.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions