«Топливный рынок в первую очередь должен быть ориентирован на потребителя, но и хозяйствующие субъекты должны при этом нормально функционировать и иметь возможность для развития. Текущая система регулирования предусматривает жесткое разделение между розничным и оптовым сегментами. Оптовый сегмент, пусть и с высокой долей государственного вмешательства, подчиняется рыночным законам. С другой стороны, розничный рынок регулируется государством, за ним пристально следят, в том числе ФАС. В результате такого регулирования цены как на бензин, так и на дизельное топливо с 2009 года только неуклонно растут. Основной причиной является высокая налоговая нагрузка на топливо. Ее нужно перераспределить с розничного потребительского сегмента на сегмент добычи, так как недра – это общенациональное достояние», – заявил Павел Баженов.
Говоря о демпфирующем механизме, он подчеркнул: «По сути, это субсидия на прибыль, когда и так все хорошо, а когда стало плохо – это существенный налог на отрасль, который переработку загоняет в убытки». Резюмируя, Павел Баженов подчеркнул, что в сложившейся ситуации граждане РФ обречены на постоянный рост цен на топливо без надежды на снижение, а топливная инфраструктура будет находиться в условиях постоянной деградации, так как стимулов вкладывать в нее средства у участников рынка нет.
В ходе встречи также была рассмотрена проблема обеспечения топливом Дальнего Востока. Павел Баженов отметил, что сейчас там крайне напряженная ситуация, так как заводы по нефтепереработке преимущественно находятся в центральной части страны и в Сибири, таким образом, в ДФО исторически сложился дефицит производства. «Сейчас на финишной прямой принятие правительством решения о субсидиях на железнодорожные перевозки, – сказал президент НТС. – Это та мера, которая действительно сработает в решении топливной проблемы на Дальнем Востоке».
Председатель правления Независимого топливного союза Григорий Баженов согласился с тем, что прямые субсидии железнодорожных перевозок дадут возможность направлять топливо из других регионов страны на Дальний Восток, большую часть регионов которого сейчас преимущественно снабжают два региональных НПЗ – Комсомольский и Хабаровский.
Кроме того, была затронута тема внесения автомобильного бензина и дизельного топлива пятого экологического класса в категорию продукцию, с которой НДС взимается по сниженной ставке – 10%.
«Топливо – вторая кровь экономики после денег. Налоговые изъятия с нефтепродуктов и так высоки – есть акцизы, которые каждый год увеличиваются на 4%, есть НДПИ. Послабления в части налога на добавленную стоимость позволили бы получить стимул для развития сбытовой инфраструктуры топливного рынка, а также снизить цены на автомобильный бензин и дизель», – заявил Павел Баженов.
Сергей Миронов пообещал содействие в решении этого вопроса, а также предложил продолжить обмен идеями в рамках работы над законодательными инициативами, регулирующими топливную отрасль в интересах потребителя и отечественной экономики и направленными на отмену транспортного налога.