+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.06.2021 17:10:33
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Металлические войны: кто выигрывает и куда движется рынок?

В конце прошлого года цены на металл на рынке РФ начали резко расти. С 1 февраля 2021 года были введены заградительные пошлины (5%, но не менее €45 за тонну) на отходы и лом черных металлов, также было предложено проводить закупки металлопродукции девелоперами напрямую у производителей, исключив трейдерское звено. После стабилизации в начале текущего года цены на металл снова выросли. Доходы металлургов в России за 2020 год составили 100 млрд руб. сверхприбыли. Союз машиностроителей обратился в правительство с предложениями для стабилизации цен. Но на этом фоне выросла погрузка металлов. Участники рынка настаивают на необходимой господдержке.
Черные колебания

В настоящее время рынок металлов находится в нестабильной фазе, резкий взлет цен сменяется не менее быстрым падением. На фоне прошлогодних последствий, вызванных карантином и остановкой многих предприятий, в апреле 2021 года произошло резкое ускорение роста промышленного производства, который был самым высоким с ноября 2010 года. Вслед за мировыми ценами на металлургическую продукцию наблюдается рост цен и внутри страны.

И на фоне увеличения производства выросла погрузка. За январь – май погрузка на сети цветной руды и серного сырья выросла на 0,6%, до 8,2 млн т, черных металлов – на 0,5%, до 28,8 млн т, лома черных металлов – на 24,7%, до 6,3 млн т, и только объем железной и марганцевой руды снизился на 0,7% и составил 49,5 млн т. Эта динамика обусловлена несколькими факторами. Во-первых, ростом цены на лом черных металлов в Китае в начале года. Во-вторых, удорожанием лома в портах. В-третьих, сезонными погодными ограничениями.

Заготовка лома в январе – апреле 2021-го выросла на 9% по сравнению с уровнем в январе – апреле 2019 года. Поставки лома российским сталелитейщикам за этот период увеличились на 9%, а экспорт – на 7%. Если говорить о направлении поставок лома в России в январе – апреле 2021-го, то 17% – это экспорт и 83% – внутренний рынок.

«В структуре погрузки лома отправки во внутреннем сообщении составляют более 90%, поэтому изменение вывозных таможенных пошлин окажет незначительное влияние на динамику перевозок лома. При условии сохранения роста цен на стальные заготовки можно ожидать сохранения роста погрузки лома черных металлов во внутреннем сообщении», – говорит она.

По данным союза «Объединение вагоностроителей», цены на металлопрокат, поставляемый на внутренний рынок, за период с октября 2020-го по июнь текущего года выросли более чем в 2 раза. Доля металла в себестоимости производства грузовых вагонов еще до начала роста цен превышала 70%. Рост себестоимости выпус­каемой вагоностроителями продукции уже превысил 20%.

«Вместе с тем повышение производителями цен на грузовые вагоны в настоящее время невозможно. Российский рынок грузовых железнодорожных перевозок все еще восстанавливается после эпидемии коронавирусной инфекции, низкий уровень ставок оперирования и сохраняющиеся риски закрытия границ ограничивают инвестиционные возможности транспортных компаний», – отмечает исполнительный директор союза Евгений Семенов.

Приготовиться к затратам

По данным ФТС, объем экспорта российского алюминия в январе – апреле вырос по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года на 35,5%, до $1,56 млрд.

В натуральном выражении экспорт алюминия увеличился на 40,2% и достиг 971,8 тыс. т. Крупнейшим производителем первичного алюминия в России является «Русал».

В декабре прошлого года правительство РФ повысило вывозные таможенные пошлины на лом черных металлов до уровня не менее €45 за тонну. Недавно в связи с продолжающимся ростом стоимости металлопродукции по предложению Минпромторга России подкомиссия по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию Министерства экономического развития РФ скорректировала экспортные пошлины на лом черных металлов.

Процентная составляющая пошлины останется неизменной – 5% от таможенной стоимости. При этом для повышения эффективности таможенного администрирования и предотвращения занижения таможенной стоимости при экспорте будет изменен минимальный размер пошлины с €45 до €70 за тонну. Таким образом, ставки вывозных таможенных пошлин на отходы и лом черных металлов составят 5%, но не менее €70 за тонну.

Исполнительный директор центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков отмечает, что в результате повышения минимального размера пошли с €45 до €70 за тонну стального лома затраты экспортеров лома из России могут вырасти на 30%. Это ухудшит их возможности по приобретению лома в РФ.

Без вмешательства не обойтись

Весной текущего года цены и спрос в металлургическом секторе достигли рекордных пиков. Если 12 июня прошлого года фьючерс на алюминий составлял $1563 за тонну, то 7 мая текущего года – $2534. Стоимость железной руды 10 мая достигла рекордного уровня почти в $230 за тонну.

В конце мая спикер Госдумы Вячеслав Володин поддержал позицию первого вице-премьера Андрея Белоусова, который обвинил металлургические компании в «нахлобучивании» государства на сотни миллиардов рублей.

В начале июня Союз машиностроителей России в лице первого заместителя председателя, депутата Госдумы Владимира Гутенева обратился к вице-премьеру Юрию Борисову с предложениями для стабилизации цен на металл, среди которых – субсидирование производства металлопродукции для машино­строителей из допдоходов бюджета, отмена импортных пошлин на прокат и введение демпфера. Как отмечают в союзе, без вмешательства государства в сложившейся ситуации не обойтись.

Добавим, что Минпромторг оценивает объемы металлопродукции, подпадающие в настоящее время под скидки в рамках госзаказа. Ведомство получило предварительную заявку от РЖД на поставки со скидкой примерно 300 тыс. т металлопродукции, однако компания будет дополнять заявку.

Подробнее читайте в выпуске № 11–12 журнала РЖД-Партнер. 
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions