+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.09.2021 11:45:27
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Крестовый поход против угольной отрасли придется отложить

Сейчас против угольной отрасли в мире идет крестовый поход, высказываются тезисы о том, что уголь должен уйти с арены энергетического баланса, но мы все помним, чем заканчивались крестовые походы. Так начал свое выступление на XII Международной конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов» руководитель департамента угольной промышленности Экспертно-аналитического центра ТЭК РЭА Минэнерго России Максим Чурсин. Эксперт предложил обсудить реальные перспективы угледобычи в России и ответить на вопрос: уголь для железнодорожных перевозок является драйвером, или инфраструктура – это драйвер развития угольной отрасли?
Новый рынок

Как отметил эксперт, в 2020 году было серьезное падение добычи угля – до 400 млн т с 441 млн т, что было обусловлено мировой конъюнктурой, падением спроса в Китае и Европе. Однако долгосрочные тренды отражают стабильный рост: добыча угля в РФ за 10 лет увеличилась на 19% по отношению к 2011 году (преимущественно за счет роста добычи энергетического угля на 14%), за этот же период поставки российского угля выросли на 17% по отношению к 2011-му за счет увеличения экспорта на 67%. Доля экспорта в структуре перевозок угля за 10 лет увеличилась с 34,6 до 52,3%. А в целом за 10 лет экспорт российского угля увеличился на 90% по отношению к 2011-му. При этом в прошлом году, как уточнил М. Чурсин, произошло коренное изменение тренда: если до этого рост экспорта в Европу происходил, несмотря на падение импорта, то в 2020 году Россия потеряла долю рынка в Европе. В 2020-м экспорт угля снизился на 4,2% год к году, в первую очередь за счет падения поставок в западном направлении на 11% г./г. Зато укрепились связи с азиатским регионом. За 4 года доля Китая в российском экспорте выросла с 13,7% в 2017 году до 18% в 2020-м. За 10 лет АТР стал ключевым регионом поставок российского угля в силу более высоких цен.

В 2021 году угольная отрасль, несомненно, восстанавливается. М. Чурсин не ожидает, что она восстановится до уровня 2019 года, но, тем не менее, он уверен, что отрасль покажет серьезный рост. По мнению аналитика, перевозки угля в 2021-м увеличатся на 19 млн т, или 5% год к году, до 416 млн т (с учетом импорта и транзита). Ключевую роль в этом процессе играет цена на твердое топливо – $180 за тонну сейчас против $57 за тонну в прошлом году.

Скачки цены позволяют подчеркнуть важность железнодорожных перевозок для отрасли. В текущий момент стоимость вывоза угля из Кузбасса (вагоны + тариф) составляет $26 за тонну (около 14% в структуре стоимости, а год назад было 40%). Ключевые центры добычи угля в России располагаются вдоль основных магистралей поставок угля в восточном направлении – Транссиба и БАМа. «Таким образом, железнодорожная инфраструктура является важным фактором для угольщиков. Экспорт в восточном направлении растет, это ключевой регион. И это оказывает влияние и на западное направление (поскольку часть перевозок осуществляется через западные порты)», – отметил М. Чурсин.

М. Чурсин отметил два драйвера, которые влияют на дальнейшее развитие как добычи угля, так и его железнодорожных перевозок. Первый – развитие новых проектов, рост добычи в ближайшие несколько лет по оптимистичным планам может составить около 50–60 млн т. Второй – отсутствие соответствующей железнодорожной инфраструктуры. При текущих темпах прироста экспорта угля на рынки АТР и сохранении узких мест инфраструктуры Восточного полигона провозные мощности РЖД будут исчерпаны уже в 2022–2023 гг. Лишь успешное завершение 3 этапа модернизации полигона с ростом провозной мощности до 250 млн т/г поможет сбалансировать планы добывающих компаний с инфраструктурными возможностями РЖД. «Если объединить все планы угольных компаний, к 2030 году будет добываться около 300 млн т в год, и это только уголь. Подобные прогнозы кратно превышают мощности РЖД», – подчеркнул М. Чурсин.

Споры об энергопереходе

Однако следует отметить: различные сценарии энергоперехода подразумевают, что не все объемы, которые сейчас заявляются, поедут на экспорт – это будет нерентабельно. Тем не менее объем потенциально рентабельного экспорта российского угля в восточном направлении в 2020 году на 28,3% превышает фактический (113,4 млн т). При средневзвешенной цене на уголь на уровне 2020-го (4822 руб./т), расчетный объем потенциально рентабельного экспорта в восточном направлении превысил фактический на 32,1 млн т и составил 145,5 млн т. «Это как раз узкое звено инфраструктуры, то есть даже в условиях 2020 года был потенциал наращивания мощностей, который не был реализован из-за недостатка инфраструктурных мощностей», – подчеркнул эксперт.

М. Чурсин также отметил, что объем потенциально рентабельного экспорта российского угля в западном направлении в 2020 году в 1,7 раза превышал фактический. При средневзвешенной цене на уголь на уровне 2020-го (4220 руб./т) расчетный объем потенциально рентабельного экспорта в западном направлении превысил фактический на 68,9 млн т и составил 166,5 млн т.

Кроме того, М. Чурсин выразил сомнение в реализации наиболее радикальных сценариев энергоперехода: «По моему мнению, сценарий полной углеродной нейтральности не осуществим. Как минимум для его реализации понадобится 25% налогов всего мирового сообщества, и я не думаю, что власти пойдут на это. Вторая причина – такой сценарий включает в себя ожидания, что на рынок придут технологии, которые еще даже не разработаны».

Эксперт выделил четыре сценария низкоуглеродного развития РФ в 2020–2050 гг. Согласно инерционному сценарию добыча угля вырастет на 70 млн т за счет экспорта угля (+74 млн т). Умеренно-агрессивный сценарий предполагает, что добыча угля снизится на 13 млн т, при этом экспорт вырастет на 14 млн т. На 141 млн т сократится добыча угля в интенсивном сценарии, экспорт в этом варианте упадет на 51 млн т. Набольшее сокращение добычи произойдет в агрессивном сценарии – 179 млн т, снижение экспорта составит 81 млн т.

Однако до того, как будет реализован один из сценариев низкоуглеродного развития, в дело вступают два более краткосрочных прогноза: консервативный и оптимистический. Консервативный сценарий подразумевает рост объемов добычи угля с 442 млн т в 2019 году до 485 млн т в 2035-м и исходит из стагнации объемов потребления угля в отечественной электроэнергетике (на уровне 87 млн т), минимального уровня прогнозируемых цен на международном рынке энергетических углей. По консервативному сценарию в 2035 году общий экспорт российского угля должен увеличиться на 22,7% или на 48 млн т по отношению к 2020-му. В восточном направлении экспорт российского угля должен увеличиться к 2035 году на 69 млн т, или на 57% по отношению к 2020-му. В западном направлении экспорт российского угля должен уменьшиться. Основное сокращение произойдет за счет европейских потребителей (-54,4% к 2020 г.).

Оптимистический вариант предусматривает рост объемов добычи с 442 млн т в 2019 году до 668 млн т в 2035-м. При этом прогноз добычи по намерениям угольных компаний составляет более 700 млн т. Оптимистический вариант исходит из максимальных объемов потребления угля в отечественной электроэнергетике, определенных Генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики до 2035 года (120 млн т), более благоприятной конъюнктуры цен на энергетические угли. По оптимистическому сценарию в 2035 году общий экспорт российского угля должен увеличиться к 2035-му на 181 млн т, или на 85,8% по отношению к 2020 году. В восточном направлении экспорт российского угля должен увеличиться к 2035 году на 140 млн т, или в 2,2 раза по отношению к 2020-му. В западном направлении экспорт российского угля должен увеличиться к 2035 году на 51 млн т, или на 45,6% по отношению к 2020-му.

Третья сторона

Третья сторона между угледобытчиками и перевозчиками, которая оказывает серьезнейшее влияние на дальнейшее состояние рынка, – правительство. И ее нельзя не учитывать, подчеркнул М. Чурсин.

В текущий момент действует система квотирования. Весной 2020 года Минтранс и Минэнерго предложили ввести квоты на перевозку угля для перераспределения между компаниями мощности БАМа и Транссиба. С августа 2020-го РЖД начали вывозить уголь по квотам. Позиция Минтранса предполагала приоритет в перевозке в восточном направлении социально значимым грузам, снаряжению для тушения пожаров, воинским грузам, товарам для госнужд, а также контейнерным поездам, несырьевым грузам, нефти, сжиженному газу, газовому конденсату, зерну и продовольствию и только затем – углю на экспорт. Минэнерго в приложении к проекту Минтранса инициировало введение квоты на вывоз угля в восточном направлении, исходя из принципа равномерности и пропорциональности отгрузкам в западном направлении, где спрос и цены на уголь ниже, чем на востоке. Подход Минэнерго базировался на техническом плане РЖД по отгрузке угля со станций Западно-Сибирской железной дороги в направлении портов и пограничных переходов Дальнего Востока, который монополия должна готовить на год вперед, но уточнять поквартально и помесячно. Планирование отгрузок Минэнерго предлагает осуществлять в два этапа: сначала согласовывать только половину заявок (50%) на погрузку угля, а оставшиеся заявки от компаний принимать пропорционально их отгрузкам в направлении портов Балтики, Арктики и Азово-Черноморского бассейна.

Квота на вывоз угля из Кузбасса на восток в 2020 году составила 53 млн т, фактически было отгружено 51,7 млн т. На 2021 год квоту сохранили на уровне 53 млн т, хотя власти Кузбасса настаивали на 58 млн т.

При этом сейчас власти намерены стимулировать переход к долгосрочным контрактам («вези или плати») – идет поиск консенсуса по условиям этого подхода. В феврале 2021-го правительство начало обсуждать с РЖД и угольщиками возможность заключения долгосрочных соглашений на 3–4 года на вывоз угля. В мае 2020-го скидку 40% на гарантированные объемы перевозки сжиженных газов в 2021–2023 гг. получили «Сибур» и «Новатэк». А в декабре монополия заключила 10-летний договор о перевозке в общей сложности 237,5 млн т грузов с «Роснефтью» при условии скидок в 11–38%. Такие соглашения на перевозку нефтяных грузов позволяют РЖД удержать за собой высокорентабельный бизнес, учитывая, что в этом сегменте монополия испытывает сильную конкуренцию со стороны трубопроводов (и водного транспорта).
При этом РЖД не раз подчеркивали, что перевозка энергетического угля в целом убыточна для компании. Ранее попытки заключить годичные договоры с угольщиками Кузбасса о вывозе фиксированных объемов в дальневосточном, северо-западном и южном направлениях дали смешанные результаты: по Северо-Западу угольщики предъявили меньше грузов, чем обещали. В ходе совещания по вопросам развития угольной отрасли 2 марта 2021 года президент РФ Владимир Путин указал на необходимость до 1 июля текущего года заключить упомянутые контракты между РЖД и угольщиками Кузбасса, а также увеличить экспорт угля из этого региона к 2024 году на 30% к уровню 2020-го.

Подводя итог, М. Чурсин выделил ряд мер, которые необходимы для сохранения устойчивого развития угольной отрасли России.

Во-первых, это обеспечение синхронизации и преемственности принимаемых федеральных законов, в том числе введение ответственности РЖД по договорам take-or-pay, а также недопущение законодательного ограничения экономической деятельности только угольных компаний Кузбасса путем скоропалительно принимаемых решений по изменению правил недискриминационного допуска. При этом важно сохранить гарантии равного доступа угольных компаний на общую инфраструктуру. По мнению М. Чурсина, рассмотрение инвестиционных соглашений в не угольные отрасли возможно только на добровольной основе.

Во-вторых, подписание 3-летнего соглашения между администрацией Кемерово и ОАО «РЖД» в действующем формате (ежемесячные объемы) в объемах согласно поручения президента РФ и утвержденного правительством РФ паспорта проекта «БАМ-Транссиб».

В-третьих, срочное планирование объемов перевозочной деятельности РЖД по объемам вывоза регионов на восток на 3 года.

В-четвертых, сетевой контракт с РЖД на 3 года на условиях фиксированных тарифов и объемов вывоза грузов в контексте графика достижения пропускной и провозной способности по корреспонденциям основных транспортных узлов как Дальнего Востока, так и Юга и Северо-Запада РФ.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions