+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
17.11.2022 17:11:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Эксперты и чиновники рассказали, сколько стоит безопасность на транспорте

15 лет назад в России принят 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Он посвящен защите транспортных средств и инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, иначе говоря – терактов и угонов. Последним примером нарушения 16-ФЗ был теракт на Крымском (Керченском) мосту. Тому, как практически реализуются в России требования закона «О транспортной безопасности», была посвящена отраслевая конференция на Транспортной неделе – 2022.
В 2019 году международная организация гражданской авиации ИКАО признала Россию первой в мире по обеспечению безопасности на воздушном транспорте. «Понятие авиационной безопасности в ИКАО возникло около 50 лет назад, когда участились случаи захвата и угона гражданских самолетов. Эта проблема коснулась и России, – напомнил советник руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, координатор от России в ИКАО Владимир Черток. – К счастью, в то время еще не было террористов-смертников и в основном мы защищались от проноса на воздушное судно оружия. А после угона в США 11 сентября четырех пассажирских самолетов с целью совершения терактов, когда погибли все находящиеся на борту и более 3 тыс. человек в Нью-Йоркских небоскребах, стало ясно, что осуществлять контроль только непосредственно при посадке недостаточно. Нужен контроль за всей инфраструктурой аэропорта и лайнерами, стоящими в ангарах. И тогда же стала очевидна задача защищать не только самолеты, но и все другие виды транспорта и места скопления пассажиров от терроризма. Так появилось международное понятие «транспортная безопасность». Пришло понимание, что требуется заранее предсказывать угрозы и применять профилактические методы».

Тогда же остро встал вопрос о соотношении цены и качества мер безопасности, ведь затраты на охранные мероприятия неизбежно ложатся в цену билета. Важно избегать избыточных мер. Бывший министр транспорта, а ныне депутат Госдумы Виталий Ефимов привел такой пример. На определенном этапе было принято решение, что при желтом уровне угрозы нужно провести выборочный досмотр 30% пассажиров. «Что это означало бы для РЖД? – спрашивает депутат и сам отвечает: штат РЖД пришлось увеличить бы в 2 раза, выложив на это около 1,5 трлн руб. Поэтому вместо экстенсивных методов требуются интенсивные: формировать математические модели рисков. Я, еще когда был министром, настаивал, что требуется создать НИИ транспортной безопасности. К сожалению, этого до сих пор не сделано».

По мнению В. Ефимова, нельзя меры транспортной безопасности равномерным слоем размазывать по всей стране. Это приведет к тому, что где-то требования окажутся избыточными, а где-то – недостаточными.

Заместитель начальника управления президента РФ по обеспечению деятельности Госсовета России Александр Юрчик в ответ на слова депутата предложил рассмотреть такую инициативу: чтобы создать баланс между безопасностью на транспорте и расходами на нее, нужно часть функций передать от федерального центра регионам. «Губернатору лучше известно, какие риски существуют на его территории. Власть субъекта Федерации должна сама решать, какие требования устанавливать в аэропортах, на вокзалах, в городском транспорте, и нести ответственность за это», – уверен чиновник АП.

Нельзя упускать из виду новые потенциальные угрозы. Как напомнил В. Черток, сейчас появилась информация о том, что вокруг России появились сотни биологических лабораторий, построенных США, только на Украине их 26. Массовое отравление или заражение пассажиров – это одна из новых угроз, которую тоже нужно учитывать в таких местах, как транспортные узлы и метрополитен, уверен специалист.

О том, как реагируют на угрозы в столичной подземке, рассказал заместитель начальника службы безопасности по аналитической работе ГУП «Московский метрополитен» Михаил Ромашин.

«Мы имеем собственное специализированное подразделение, но обеспечивать безопасность метрополитена можно только совместными усилиями с органами внутренних дел и специальными службами. У нас налажено полное взаимодействие, – говорит М. Ромашин. – У нас 578 объектов инфраструктуры и многомиллионный пассажиропоток. Используются новейшие средства наблюдения, все вестибюли имеют зоны входного контроля. Эти рамки имеют важный психологический эффект. По мере их введения даже изменилась статистика преступности в метро. Преступник старается не заходить в вестибюль, когда видит камеру и рамку».

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Николай Федосеев ответил на прозвучавшую ранее реплику депутата В. Ефимова о том, как обеспечивать баланс между безопасностью пассажиров и экономическими показателями, не удваивая численность сотрудников РЖД.

«Наше отношение к безопасности за последние годы изменилось кардинально, – утверждает Н. Федосеев. – В конце девяностых и первом десятилетии нового века объекты железнодорожного транспорта, к сожалению, оказались доступными для террористических посягательств. В те годы количество подрывов железнодорожного полотна достигало и даже превышало 10 в год. Мы помним подрывы «Невских экспрессов» на трассе Москва – Санкт-Петербург в 2007 и 2009 годах. И только принятие мер по реализации транспортного законодательства позволило нам в 2013 году минимизировать последствия взрыва на вокзале в Волгограде. Обеспечение анитеррористической защищенности железнодорожного транспорта превратилось для нас в одну из важнейших задач».

В последние годы (до трагедии на Крымском мосту) терактов допущено не было. Но сейчас РЖД вновь подвергают ревизии выстроенную систему безопасности. На балансе у естественной монополии более 38 тыс. объектов транспортной инфраструктуры. В связи со сложной обстановкой в приграничных регионах организована особая защита более чем 200 объектов. Они оснащены технически, привлечены подразделения транспортной безопасности РЖД и сотрудники ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ». Последняя в настоящее время обеспечивает защиту более 2 тыс. объектов по всей России.

«Сегодня потенциальными нарушителями являются хорошо подготовленные диверсионно-разведывательные группы с самым современным вооружением и снаряжением, – объясняет смысл пересмотра требований к безопасности Н. Федосеев. – Противостоять врагам должны сотрудники, которые подготовлены и вооружены гораздо лучше противника. Требуются изменения в законодательство, которые позволят вооружить персонал таким образом. Требуется соответствующее финансирование, которое позволит увеличить штат и улучшить оснащение, необходима координация с транспортной полицией, роль которой должна возрасти. Это нужно закрепить законодательно. Нам требуются беспилотные самолеты, мобильные досмотровые комплексы».

По словам заместителя гендиректора ОАО «РЖД», необходимо повысить требования к персоналу подразделений транспортной безопасности. «Сейчас сотрудники проходят постоянные повышения квалификации и переаттестации, а в итоге когда я показываю сотруднику подствольный гранатомет, он даже не знает, что это такое. А в его задачу входит распознавать даже незначительные по размерам детали, которые пытаются провезти транспортом люди, возвращающиеся из зоны боевого конфликта», – уверен Н. Федосеев.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions