+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.09.2021 09:39:49
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Доверяй, но проверяй: зачем России еще одна система позиционирования

В России разрабатывается система доверенного позиционирования «Консул». Об этом в рамках конференции «Цифровизация транспорта – 2021. Процесс трансформации: оценка и перспективы» рассказал главный конструктор АО «ГЛОНАСС» Михаил Кораблев. «Эта система создается для того, чтобы обеспечить надежность навигационного поля и в будущем создать основу для движения на первом этапе высокоавтоматизированных транспортных средств, а в будущем – беспилотников», – отметил эксперт.
«Сегодня определить местоположение с точностью до сантиметра возможно с помощью классических способов навигации. Однако события последних лет говорят о том, что спутниковая навигация уже завершила свой путь развития и этих технологий явно недостаточно. Навигационные приемники есть уже у каждого – буквально в каждом телефоне. Но есть три серьезных недостатка, которые не позволяют применять только спутниковые технологии для ответственных систем управления», – посетовал М. Кораблев.

«Консул», по замыслу разработчиков, должен дополнить существующую спутниковую систему позиционирования и обеспечить навигацию в условиях, когда базовая система неэффективна. В числе ее недостатков – недостаточная помехоустойчивость, недоступность радионавигационного поля в условиях плотной городской застройки, пересеченной местности и внутри искусственных сооружений, а также возможность подделки сигналов (спуфинг).

М. Кораблев уточнил: непрерывная гарантированная навигация с помощью спутниковых систем в условиях плотной застройки современных мегаполисов, а также в условиях возможного воздействия индустриальных помех значительно снижена по сравнению с плановыми значениями. Такая неточность сигнала в случае движения беспилотных средств может стать причиной многочисленных аварий.

Не менее важно решить и вопрос с помехами как искусственного, так и естественного происхождения. «Сигнал недостаточно мощный, так как пролетает до потребителя расстояние 20 тыс. км. Соответственно, помехоустойчивость достаточно низкая», – отметил М. Кораблев.

Спуфинг, или подмена сигнала, – достаточно новая, но уже довольно острая для рынка проблема. «К сожалению, сейчас можно собрать портативное устройство, которое позволит вмешиваться в спутниковый сигнал, буквально из запчастей с AliExpress. Морские пираты, используя беспилотные летательные аппараты, могут уводить морские суда с маршрутов и их грабить. Спуфинг замечен и в отношении автомобильного транспорта. Из-за этого в Европе введен контроль целостности навигационного сигнала с помощью онлайн-тахографов в системе Galileo. Это сделано как раз для того, чтобы сигнал невозможно было подделать», – пояснил М. Кораблев.

Система «Консул» будет иметь несколько преимуществ по сравнению с действующей. Во-первых, навигационный сигнал, используемый в системе, будет персонализированным, то есть получить сигнал сможет только авторизованный пользователь. Во-вторых, два разных устройства будут получать разные навигационные сигналы, а значит, система будет более помехоустойчивой и информационно защищенной с точки зрения целостности данных.

Система «Консул» объединяет в себе все доступные на данный момент решения в области навигации. Это глобальные навигационные спутниковые системы и их функциональные дополнения, локальные системы наземной радионавигации, технологии позиционирования внутри искусственных сооружений, технологии автономных систем навигации: инерциальных навигационных систем и технического зрения, а также технологии обеспечения информационной защищенности. В настоящий момент проводятся макетные испытания системы, главная задача которых – обеспечить определение местоположения объекта с точностью 99,9%.
Система охватит не всю территорию России, но покроет федеральные трассы, тем самым создавая инфраструктуру для движения беспилотных транспортных средств. В первую очередь технология будет внедрена на трассе М-11 «Нева», отметил М. Кораблев. Работы по этой задаче уже идут, и первая сотня высокоавтоматизированных машин выйдет на дороги общего пользования уже в следующем году. Причем беспилотники будут двигаться в общем потоке с пилотируемыми машинами, для них не будут выделять отдельные полосы, добавил М. Кораблев.

Далее применение системы планируется расширить на границы Восточного полигона. «БАМ и Транссиб уже на пределе своих пропускных способностей, однако, если уменьшить интервальность движения, можно значительно увеличить объем перевозки грузов, не вкладывая значительные средства непосредственно в расширение дорожного полотна», – подчеркнул М. Кораблев. Пилотные испытания по применению «Консула» в связке с беспилотными технологиями вождения поездов будут проведены на МЦК.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions