+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.09.2021 09:39:49
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Доверяй, но проверяй: зачем России еще одна система позиционирования

В России разрабатывается система доверенного позиционирования «Консул». Об этом в рамках конференции «Цифровизация транспорта – 2021. Процесс трансформации: оценка и перспективы» рассказал главный конструктор АО «ГЛОНАСС» Михаил Кораблев. «Эта система создается для того, чтобы обеспечить надежность навигационного поля и в будущем создать основу для движения на первом этапе высокоавтоматизированных транспортных средств, а в будущем – беспилотников», – отметил эксперт.
«Сегодня определить местоположение с точностью до сантиметра возможно с помощью классических способов навигации. Однако события последних лет говорят о том, что спутниковая навигация уже завершила свой путь развития и этих технологий явно недостаточно. Навигационные приемники есть уже у каждого – буквально в каждом телефоне. Но есть три серьезных недостатка, которые не позволяют применять только спутниковые технологии для ответственных систем управления», – посетовал М. Кораблев.

«Консул», по замыслу разработчиков, должен дополнить существующую спутниковую систему позиционирования и обеспечить навигацию в условиях, когда базовая система неэффективна. В числе ее недостатков – недостаточная помехоустойчивость, недоступность радионавигационного поля в условиях плотной городской застройки, пересеченной местности и внутри искусственных сооружений, а также возможность подделки сигналов (спуфинг).

М. Кораблев уточнил: непрерывная гарантированная навигация с помощью спутниковых систем в условиях плотной застройки современных мегаполисов, а также в условиях возможного воздействия индустриальных помех значительно снижена по сравнению с плановыми значениями. Такая неточность сигнала в случае движения беспилотных средств может стать причиной многочисленных аварий.

Не менее важно решить и вопрос с помехами как искусственного, так и естественного происхождения. «Сигнал недостаточно мощный, так как пролетает до потребителя расстояние 20 тыс. км. Соответственно, помехоустойчивость достаточно низкая», – отметил М. Кораблев.

Спуфинг, или подмена сигнала, – достаточно новая, но уже довольно острая для рынка проблема. «К сожалению, сейчас можно собрать портативное устройство, которое позволит вмешиваться в спутниковый сигнал, буквально из запчастей с AliExpress. Морские пираты, используя беспилотные летательные аппараты, могут уводить морские суда с маршрутов и их грабить. Спуфинг замечен и в отношении автомобильного транспорта. Из-за этого в Европе введен контроль целостности навигационного сигнала с помощью онлайн-тахографов в системе Galileo. Это сделано как раз для того, чтобы сигнал невозможно было подделать», – пояснил М. Кораблев.

Система «Консул» будет иметь несколько преимуществ по сравнению с действующей. Во-первых, навигационный сигнал, используемый в системе, будет персонализированным, то есть получить сигнал сможет только авторизованный пользователь. Во-вторых, два разных устройства будут получать разные навигационные сигналы, а значит, система будет более помехоустойчивой и информационно защищенной с точки зрения целостности данных.

Система «Консул» объединяет в себе все доступные на данный момент решения в области навигации. Это глобальные навигационные спутниковые системы и их функциональные дополнения, локальные системы наземной радионавигации, технологии позиционирования внутри искусственных сооружений, технологии автономных систем навигации: инерциальных навигационных систем и технического зрения, а также технологии обеспечения информационной защищенности. В настоящий момент проводятся макетные испытания системы, главная задача которых – обеспечить определение местоположения объекта с точностью 99,9%.
Система охватит не всю территорию России, но покроет федеральные трассы, тем самым создавая инфраструктуру для движения беспилотных транспортных средств. В первую очередь технология будет внедрена на трассе М-11 «Нева», отметил М. Кораблев. Работы по этой задаче уже идут, и первая сотня высокоавтоматизированных машин выйдет на дороги общего пользования уже в следующем году. Причем беспилотники будут двигаться в общем потоке с пилотируемыми машинами, для них не будут выделять отдельные полосы, добавил М. Кораблев.

Далее применение системы планируется расширить на границы Восточного полигона. «БАМ и Транссиб уже на пределе своих пропускных способностей, однако, если уменьшить интервальность движения, можно значительно увеличить объем перевозки грузов, не вкладывая значительные средства непосредственно в расширение дорожного полотна», – подчеркнул М. Кораблев. Пилотные испытания по применению «Консула» в связке с беспилотными технологиями вождения поездов будут проведены на МЦК.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions