«Особый экономический режим может быть установлен в Арктической зоне уже в 2020 году», – уточнил заместитель министра Дальнего Востока и Арктики Александр Крутиков. Кроме экономических преференция для развития бизнеса, он назвал и другие приоритеты стратегии: интенсификация освоения шельфа, рост грузоперевозок по Северному морскому пути, развитие транспортной инфраструктуры, науки и техники, создание рабочих мест, улучшение качества жизни, поддержка малочисленных народов Севера, экология и активизация международного сотрудничества, особенно в свете председательства России в Арктическом совете с 2021 года. Показательно, что повышение уровня жизни и сохранение экологии региона встали в списке после развития бизнес-структур, на что критически указала первый заместитель председателя комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко.
«Нужно говорить не только о преференциях для крупных компаний, а о преференциях для отдельного конкретного человека», – подчеркнула В. Пивненко. По словам сенатора Александра Акимова, для улучшения положения в Арктике необходимо развитие инфраструктуры. «Без строительства автомобильных и железных дорог, модернизации существующих и возведения новых аэропортов, развития малой авиации развивать Арктику будет сложно. Нужно пересмотреть всю социальную политику в арктических регионах, систему оплаты труда и пенсионного обеспечения, иначе будет очень трудно обеспечить территории населением и квалифицированными кадрами», – подчеркнул спикер.
Одной из ключевых тем для обсуждения был, как и ожидалось, Северной морской путь. Общий объем грузоперевозок в акватории морской трассы за год возрос с 16,7 млн до 27,5 до млн т, о чем заявил заместитель министра транспорта РФ Юрий Цветков. Тем не менее говорили больше о намерениях, чем о реальных планах. Был анонсирован один масштабный проект: ПАО «МегаФон» совместно с финской компанией Cinia проложит первую трансарктическую линию связи, об этом на полях форума заявил генеральный директор «МегаФона» Геворк Вермишян. Протяженность вдоль арктического побережья России составит 10 тыс. км, общая длина – 13,8 тыс. км.
Также рассказали о научных интересах: 1 млрд 700 млн руб. будет выделено на организацию научной экспедиции «Северный полюс – 2020», о чем сообщил председатель комитета Государственной думы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
В выставочном пространстве форума, где происходила дискуссия, региональные экспозиции представили арктические субъекты РФ. Санкт-Петербург, к примеру, включил в нее достижения предприятий города, которые предлагаются к реализации в северных регионах. Среди них есть беспилотный летательный аппарат для аэрофотосъемки и доставки малогабаритных грузов в труднодоступные районы. О перспективах беспилотников упомянул также генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень на сессии, посвященной авиасообщению. Начальник кафедры факультета инженерно-аэродромного обеспечения ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» Александр Попов на Арктическом форуме в Петербурге отметил, что России фактически не было в Арктике 20 лет. За это время все аэродромы пришли в негодность.
Как показали дискуссии на площадках форума, Арктика пока остается точкой экономического, а не социального интереса России. Практически каждый выступавший регионщик упомянул критический уровень оттока населения из полярных регионов и низкий уровень жизни и заработной платы. В частности, заместитель губернатора Мурманской области Ольга Кузнецова рассказала, что ежегодно регион покидают не менее 3 тыс. человек. Да и в целом 18% нашей страны служит домом только для 1% населения России. Несмотря на все усилия, позитивная динамика в этой сфере ожидается еще не скоро.
Автор: Юлия Чернышевская
Фото: Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.