+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.06.2021 14:59:00
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

БАМобилизация. Первые осужденные будут привлечены к работам уже в июне

Помимо макроэкономических вопросов, на Петербургском международном экономическом форуме – 2021 затронули и тему привлечения осужденных к работам на инфраструктурных объектах ОАО «РЖД», в частности БАМа и Транссиба. Вице-премьер Марат Хуснуллин заявил, что правительство уже несколько месяцев обсуждает с ФСИН условия. Ранее СМИ сообщали о том, что первые 600 заключенных могут начать работать на БАМе уже в июне.
Сейчас обсуждается вопрос «создания инфраструктуры для размещения осужденных»
Дефицит рабочих рук
Пока речь идет о привлечении к работе по специальностям, не требующим высокой квалификации, рекрутировать будут разнорабочих, бетонщиков или арматурщиков. В ОАО «РЖД» ситуацию комментировать отказались. При этом в Минстрое отметили, что в связи с пандемией и закрытием границ в настоящее время сохраняется актуальность вопроса привлечения специалистов на объекты строительства.

«Минстрой России постоянно проводит сбор и анализ обращений регионов и строительных организаций по вопросам ввоза дополнительной рабочей силы. Обращения рассматриваются с учетом решений, принятых в рамках работы штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории РФ под председательством заместителя председателя правительства Российской Федерации Татьяны Голиковой. По этому вопросу Минстрой России также находится в тесном взаимодействии с Роспотребнадзором и МВД России», – следует из официального ответа.

Чтобы облегчить ситуацию, в России упростили процедуру ввоза иностранных специалистов. Строительные компании с численностью от 101 человека и доходом до 800 млн руб. могут приглашать специалистов из-за рубежа, подавать заявки головной компанией в интересах других компаний, входящих в группу.

Но эксперты заявляют: данная инициатива, конечно, облегчает наем мигрантов, но полностью не решает сложившуюся ситуацию с дефицитом рабочих рук на строительных площадках.


Нехватка дешевой рабочей силы
Вопрос о привлечении к работе осужденных возник на волне острейшего дефицита не столько рабочих специалистов, сколько неквалифицированного, но дешевого труда, разъясняет политолог Дмитрий Солонников. «Бизнес России сейчас решает вопрос огромной демографической ямы, и некогда спад трудоспособного населения замещали только за счет гастарбайтеров. Но они, согласно российскому законодательству, покинули Россию из-за коронавирусных ограничений и не могут себе продлить визу. Пришедшие им на замену «отечественные» рабочие работают хуже, а просят за свою работу больше», – говорит он.

Замена дешевых мигрантов российскими рабочими привела к удорожанию строительства как жилья, так и инфраструктурных объектов. Как утверждает политолог Владимир Гельман, и в эпоху СССР трудящиеся приезжали на БАМ со вполне прагматичными целями. «Строители со всего СССР приезжали за длинным рублем: кроме зарплаты, выдавали также северную надбавку. Понятно, что на стройке люди вкалывали, но они могли на большой стройке заработать на квартиру и машину. Сейчас коронакризис, денег на достойную зарплату нет, вот и ищут возможности найти и привлечь к работам дешевую рабочую силу», – объясняет он.

Проблем с привлечением заключенных к строительству БАМа и Транссиба очень много, утверждает Ольга Романова, исполнительный директор движения «Русь сидящая». «Во-первых, это вовсе не дармовая или дешевая рабочая сила. Заключенных надо туда отконвоировать, обустроить им специальные места для проживания, комнаты для свиданий, для встреч с адвокатом. Кроме того, надо их охранять, обеспечить медицинскую и психологическую помощь, возможность получения образования – все то, что прописано в законах и кодексах. За чей̆ счет этот банкет? В конечном счете – за наш. Мигранты обойдутся дешевле. Во-вторых, труд заключенных, как правило, неквалифицированный, и у них нет стимула работать хорошо. Можно говорить «в-третьих», «в-четвертых», но первых двух соображений уже достаточно, как мне кажется», – считает О. Романова.


Труд, который приносит деньги и облагораживает
Айана Туйденова, адвокат МГКА «Новиков и партнеры», заявляет, что действующее уголовно-исполнительное законодательство не только дает возможность использовать труд заключенных, но и содержит прямое указание в ст. 103 УИК РФ: «Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и по возможности специальности, а также исходя из наличия рабочих мест», – цитирует адвокат законодательство.

При этом ст. 37 Конституции РФ гласит, что принудительный труд запрещен. И именно поэтому осужденных не привлекали к работе в сторонних учреждениях, утверждает юрист Виктор Рыбников. «Государство в лице Минтруда и иных ведомств до последнего времени не было наделено компетенцией помощи в этом вопросе привлечения к работам содержащихся в исправительно-трудовых учреждениях. В настоящее время следует разрешить именно этот вопрос, а не то, кто и как может быть привлечен к труду, в конце концов Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Минстрой и ЖКХ могут высказать свои пожелания, чтобы осужденные за особо тяжкие преступления не работали на строительстве железных дорог», – объясняет эксперт.
Причем об экономии денег на привлечении осужденных говорить, по словам эксперта, не приходится.

«Для осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления потребуется охрана не только силами Федеральной службы исполнения наказаний Минюста России, а контроль еще и Федеральной службы войск национальной гвардии, что будет достаточно затратно. Речь идет не только о контроле за непосредственными местами ведения работ, а хотя бы, допустим, контроле мест временного проживания и размещения, процесса транспортировки рабочей силы, ее предварительного обучения», – продолжает В. Рыбников.

А. Туйденова также считает, что на труде заключенных сэкономить не получится: средства потребуются не только для оплаты труда как заключенных, так и их охраны, но и на оплату труда лиц, которые будут осуществлять необходимую профессиональную подготовку осужденных. «Стоит всерьез задуматься о рациональности использования труда осужденных при строительстве столь масштабного объекта», – отмечает она.

По словам М. Хуснуллина, право не находиться в местах заключения, а работать потенциально имеют 180 тыс. осужденных. Они в случае реализации инициативы смогут написать заявление и будут не только работать, но и зарабатывать деньги. Причем оплата труда в этом случае будет сопоставима со средней зарплатой по строительному сектору. «Мы предлагаем сейчас работу за деньги», – отметил М. Хуснуллин.

Ранее директор ФСИН Александр Калашников предложил организовать исправительные центры для осужденных, имеющих право на принудительные работы, на крупных объектах, где не хватает рабочей силы и работают мигранты. Кроме того, в таких работниках заинтересован крупный бизнес. В частности, по словам А. Калашникова, «Норникель» выступил с предложением привлекать спецконтингент для работ в Норильске. Помимо этого, ФСИН также надеется создать в Сибири для осужденных исправительный центр, который будет заниматься восстановлением леса, пострадавшего от пожаров.

На одной из панельных дискуссий ПМЭФ Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия), заявил, что не видит ничего плохого в том, чтобы привлекать заключенных к работе на стройках. «Я в этом ничего плохого не вижу, многие люди, которые в силу разных обстоятельств оказались в местах не столь отдаленных, хотят трудиться и потом вернуться к нормальной жизни. В Якутии колонии есть, у людей там есть проблема занятости. Уверен, что многие согласятся работать. Тем более работы у нас много – мы строим жилье, строим промышленные объекты, строится железная дорога», – сказал он.


Справка
Модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, согласно долгосрочной программе развития, должна закончиться в 2025 году, правительство РФ утвердило документ в марте 2019-го. Однако уже в 2020 году в РЖД заявили, что с опережением сроков будет введено в эксплуатацию 212 приоритетных участков, они необходимы для перенаправления экспорта: здесь построят дополнительные пути и расширят станции, чтобы увеличить провозные способности этих двух магистралей в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока. В апреле к работе приступили железнодорожные войска.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions