+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.10.2021 09:43:24
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

19 друзей Титана

«Титановая долина» была создана в 2010 году волевым решением властей Свердловской области. Спустя десятилетие она не может добиться ни стабильного притока резидентов, ни поддержки от властей. А жаль, проект действительно перспективный.
У «Титановой долины» две площадки: «Салда» (запущена в декабре 2010 г.) и «Уктус» (функционирует с августа 2018 г.). Первая площадка рассчитана на крупные производственные проекты: механическую обработку, деревообработку, металлургию, тяжелое машиностроение. Вторая – на высокотехнологичные производства: изготовление структурных элементов для авиатранспорта, приборо­строения, сборку подузлов для авиастроения.

На территории обеих площадок зарегистрировано 19 резидентов. Якорными являются такие промышленные гиганты, как Ural Boeing Manufacturing (здесь компания проводит предварительную и чистовую обработку титановых штамповок, используемых при сборке моделей всех самолетных программ) и АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА занимается локализацией и выпус­ком самолетов региональной авиации). Кроме того, ОЭЗ приютила производства медицинских инструментов и имплантов (ООО «Зибус»), а также инструментов для механической обработки металлов (ООО «Инструментальное производство «Миникат») и др.

В декабре 2020 года «Титановую долину» включили в IV Национальный рейтинг ОЭЗ, она оказалась «достаточно привлекательной» для инвесторов. При этом в список ОЭЗ с высокой инвестиционной привлекательностью «Титановая долина» не вошла.

В 2020-м из ОЭЗ ушел крупный инвестор – финская компания Huhtamaki, которая планировала производить экологически чистую упаковку. Объем возможных инвестиций оценивался в 848 млн руб. К уходу привел срыв сроков проектных и изыскательских работ и согласования проектной документации, а также пандемия.

За год до этого ОЭЗ покинула компания «СТОД-Урал», которая собиралась открыть в Верхней Салде два производства с общим объемом инвестиций в 15 млрд руб. Производитель не смог дождаться гарантий строительства железнодорожных подъездов к «Титановой долине» к 2021 году.

Почему же инвесторы бегут из «Титановой долины»? «Есть ряд причин, которые формируют привлекательность той или иной территории развития: преференции, наличие или отсутствие необходимой инфраструктуры для реализации инвестпроектов и т. д., – отметила младший директор по суверенным рейтингам агентства «Эксперт РА» Татьяна Тирских. – На строительство инфраструктуры требуется больше времени и господдержка, которой часто не хватает, кроме того, необходимы финансовые ресурсы, которые не всегда есть в достаточном количестве. К примеру, по истечении 10 лет работы ОЭЗ только в 2020 году начата работа по строительству железнодорожных путей», – прокомментировала причины ухода потенциальных резидентов эксперт.

Однако дело не только в инфраструктуре. Как отметила Т. Тирских, в 2020 году на имидже площадки отразился и арест ее главы Артемия Кызласова. Он стал фигурантом уголовного дела – утверждается, что А. Кызласов просил с подрядчика в качестве взятки 10 млн руб. Второй фигурант дела, посредник при взятке, – бывший замминистра экономики Свердловской области Михаил Шилиманов.

В 2021 году «Титановая долина» оказалась втянута в новый скандал. Территориальное управление Росимущества в Свердловской области стремилось оспорить законность продажи земельного участка под второй очередью ОЭЗ. И хотя арбитражный суд Свердловской области решил прекратить производство по делу, любая криминальная история отпугивает потенциальных инвесторов.

Смуту внесла и история с так и не взятым кредитом. В начале июня этого года «Титановая долина» объявила аукцион по поиску банка, который предоставит невозобновляемую кредитную линию в размере 620 млн руб. Предполагалось, что заемные средства будут использованы для проектирования и строительства производственного комплекса на площадке «Уктус» под нужды резидентов. Нужда в деньгах очевидна: в 2021 году управляющая компания ОЭЗ не получила средств на обес­печение деятельности – в бюджете они не предусмотрены, хотя руководство и просило 84 млн руб. Некоторые эксперты связывают такое положение дел с отсутствием поддержки во властных структурах из-за медленного возврата бюджетных средств. Закупку в итоге решили отменить. Но вопрос о том, за счет чего было принято такое решение (планируется ли привлечь бюджетные средства, или стройка будет заморожена?), остается открытым.

Важно отметить, что на развитие инфраструктуры ОЭЗ ППТ «Титановая долина» уже было привлечено более 4,6 млрд руб. бюджетных инвестиций. На данный момент инвестиции, осуществленные резидентами, почти в 2 раза превышают инвестиции бюджетные и составляют 8,3 млрд руб. Однако к концу 2020 года ими в виде налогов и таможенных сборов в государственную казну было уплачено только порядка 1,3 млрд руб., что позволяет говорить об окупаемости ОЭЗ примерно на 28% за 10 лет. Можно ли назвать такую скорость возврата инвестиций допустимой в текущих экономических условиях?

Скорость окупаемости вложенных инвестиций зависит от реализуемых проектов на территории ОЭЗ и их выхода на проектную мощность. Кроме того, одной из функций ОЭЗ является создание инфраструктуры, для того чтобы резиденты приходили уже на готовую площадку. «Все это, конечно, требует времени. Да и предоставляемые преференции инвесторам приводят к выпадению определенной доли налоговых доходов. Поэтому, учитывая цели создания ОЭЗ, внешние и внутренние факторы, влияющие на развитие зоны, окупаемость в 28% можно назвать допустимой», – отметила Т. Тирских. Представитель «Титановой долины» в беседе с корреспондентом нашего журнала также подчеркнул, что резиденты начали свою производственную деятельность в 2017–2018 гг., а значит, указанный уровень окупаемости фактически был достигнут за 2–3 года, а не за 10 лет. При этом объем выручки резидентов за это время составил 23,17 млрд руб. Из них 10 млрд было заработано за 2020 год, что указывает на продолжающийся рост площадки.

Несмотря на все негативные факторы, перспективы дальнейшего развития ОЭЗ «Титановая долина» есть. Как считает Т. Тирских, уже в краткосрочной перспективе ОЭЗ улучшит свой текущий уровень инвестиционной привлекательности, в том числе за счет ввода в эксплуатацию железнодорожной инфраструктуры и расширения собственных границ.

Управляющая компания, конечно, работает над развитием инфраструктуры, но ей чаще всего не хватает финансовых ресурсов. Это позволяет предположить, что будущее ОЭЗ будет сильно зависеть от того, удастся ли ей вновь подружиться с региональными властями.

Полную версию материала под заголовком «Титан» никак не расправит плечи» читайте в № 1 журнала «Смарт Партнер Индустрия».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions