+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
21.06.2022 11:07:56
Разное / Комментарии
РЖД-Партнер

Что мешает росту онлайн-торговли?

С бурным ростом электронной трансграничной торговли особенно актуальными становятся вопросы создания комфортных условий для российских и зарубежных онлайн-площадок. Как рассказал на площадке прошедшего на днях Петербургского международного экономического форума президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов, сегодня e-commerce – это крайне конкурентная среда.
Но российское регулирование онлайн-торговли на сегодня работает «не на поддержку наших внутренних игроков, а на поддержку внешних глобальных конкурентов». На этом рынке существует несколько барьеров, которые необходимо устранить в ближайшее время.

По данным ассоциации, оборот трансграничной торговли в январе – мае составил 88–89 млрд руб., в том числе в январе – 27 млрд, в феврале – 26 млрд, в марте – 11,3 млрд, в апреле – 11,7 млрд, в мае – 11,9 млрд (речь идет об импорте товаров в РФ). А. Соколов сообщил, что динамика по снижению в марте была на уровне 55% в трансграничном сегменте, в апреле – 51%, в мае – 65% (май 2022 г. к маю 2021 г.).

«Если посмотрим на статистику евразийского периметра, какой оборот там генерируется, за весь 2021 год взаимный оборот с Казахстаном, Беларусью и другими странами, которые торгуют через наши площадки, составил около 20 млрд руб. В основном это экспорт из России в эти страны. Наши товары пользуются высокой популярностью, и мы прогнозируем, что в этом году этот оборот мы как минимум удвоим. Пока прогноз, который строит наша компания, составляет в совокупности 41,5 млрд руб.», – отмечает А. Соколов.

К проблемным точкам этого рынка он относит целый ряд вопросов. Во-первых, двойное налогообложение. Решение совета ЕЭК об увеличении лимита беспошлинного ввоза товаров до €1 тыс. он называет временной мерой, направленной на замещение того ассортимента товаров, который стал нам недоступен на фоне санкций. Но в то же время внутри евразийского пространства участники рынка платят НДС дважды: сначала российский НДС, потом, например, казахстанский.

«Зарубежные МСП имеют льготный период, у нас МСП опять-таки платит дважды НДС независимо от того, что он малый бизнес и имеет специальный налоговый режим. Порог, который освобождал бы малый бизнес от уплаты НДС на евразийском пространстве, отсутствует. Средний и крупный бизнес вычитает у себя НДС при экспорте, у нас внутри ЕАЭС такого вычета нет», – поясняет А. Соколов.

Во-вторых, с точки зрения трансграничной торговли из третьих стран маркировка товаров не требуется. Внутри ЕАЭС маркировка обязательна, более того – нет взаимного признания маркировки сделок B2B.

В-третьих, основы закона о защите прав потребителей в каждой стране ЕАЭС различаются. «Это совершенно различные требования, различная терминология и различные подходы с точки зрения возврата денег, сроков и параметров возвратно-обменных операций товаров. Также это различные объемы обязательной информации, которую мы обязаны предоставлять на сайте интернет-магазина. Это и сам по себе бумажный вид предоставления сведений о том, как мне обменять товар», – говорит президент ассоциации.

В-четвертых, на трансграничных площадках не требуются наличные, можно заказать товар в любой точке земного шара. А площадкам на территории ЕАЭС вменяют требования по приему наличных денег. «Мне кажется, наши технологии давно шагнули вперед, чтобы можно было подумать о работе за безнал», – отмечает он.

И наконец, в трансграничном сегменте третьих стран действуют или как минимум проектируются бондовые зоны (территории с особым статусом, где таможенные пошлины и налоги платятся не при поступлении товаров на хранение, а уже при их приобретении конечным покупателем-физлицом. – Прим. авт.). В странах евразийского пространства их нет.

Какие меры поддержки необходимы при таких обстоятельствах трансграничной торговли? А. Соколов перечисляет их, надеясь, что коллеги из разных стран ЕАЭС и структур все же смогут устранить проблемы в развитии рынка совместными усилиями.

Так, например, в Ассоциации компаний интернет-торговли считают, что в первую очередь необходимо решить вопрос с налогообложением. И, в частности, обязательно выделить пороги для малого бизнеса – как минимум €100 тыс., чтобы малый бизнес не являлся субъектом налогообложения во всех странах. Иначе он станет просто неконкурентоспособен и товары не будут покупать.

Далее необходимы единые отраслевые стандарты, которых сейчас не существует на евразийском пространстве. Кроме того, важно решить все вопросы, касающиеся электронного документооборота: взаимное признание электронных цифровых подписей, доверенная третья сторона, которая могла бы валидировать свою цифровую подпись в любой из пяти стран, электронные транспортные накладные, электронные акты приема и передачи и т. д.

«В идеале вообще стоит отказаться от этих элементов и перейти к реестровым записям. Вся необходимая информация всех участников рыночных отношений уже есть, она хранится в личных кабинетах площадок, и вряд ли стоит ее дублировать. Достаточно реестровой записи, по которой можно будет ориентироваться», – рассуждает А. Соколов.

Также, по его мнению, для роста и развития рынка электронной торговли необходимо взаимное признание маркировки и возможность работы за безналичную оплату.

А. Соколов подчеркнул, что все эти барьеры необходимо устранять бесшовно для клиента. Тот не должен «платить в две кассы».

По его мнению, при решении всех этих задач рынок вырастет втрое. А в пятилетней перспективе достигнет показателя доли электронной торговли во всем ритейле, который сегодня есть в Великобритании (30%), Китае (48%) и других развитых странах.

Отвечая на все эти барьеры и механизмы решения, статс-секретарь – заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов соглашается с необходимостью устранения двойного налогообложения, ссылаясь на противоречие основам налогового законодательства.

«Его надо устранять. Если мы не договоримся об этом на площадке ЕЭК, в этом случае мы тогда будем корректировать свои внутренние законодательства. Инструменты для того, чтобы в любом случае остановить ситуацию с двойным налогообложением с 1 января 2023 года, у нас есть», – сообщил он.

При этом с коллегами из Беларуси и Казахстана пока нет общего понимания касательно порога по освобождению малого бизнеса от уплаты НДС. «Надеюсь, что к концу года мы выйдем на согласованные параметры изменений в соглашения по косвенным налогам, чтобы уже со следующего года они вступили в силу. Но пока в связи с установлением порогов для упрощенцев переговорный процесс затягивается», – резюмирует чиновник.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions