Тем не менее мир быстро вошел в новые эпидемиологические реалии и адаптировал экономику к новым условиям. В некоторых странах уже идет восстановительный рост ВВП после падения в I полугодии. Вслед за ним растет и потребление сырьевых грузов, в том числе российских. Так, погрузка угля в направлении стран АТР растет в III квартале на 5–6% к уровню прошлого года, началось восстановление перевозок угля в Европу, снижается отставание от 2019 года и в сегменте нефтяных грузов.
Рынок лизинга железнодорожной техники является в некотором смысле «третьей производной» от глобального спроса на российские сырьевые товары. «Первая производная» – рынок железнодорожных перевозок – реагирует на изменения глобального спроса пропорциональными темпами: упал спрос на 10% – на сопоставимую цифру и снизились перевозки, вырос на 10% – аналогично выросли перевозки. «Вторая производная» – выпуск нового подвижного состава – реагирует гораздо острее: даже сохранение темпов погрузки на уровне прошлого года означает отсутствие потребности в новом парке, спрос формируется за счет компенсации выбытия парка. Так, например, выпуск подвижного состава заводами России за 10 месяцев 2020 года сократился на треть к аналогичному периоду прошлого года, в отдельные месяцы падение составляло 60%.
«Третья производная» – рынок финансирования покупки нового парка – реагирует на изменения глобальной рыночной конъюнктуры разнонаправленно. С одной стороны, сам объем потенциальных сделок для финансирования лизинговыми компаниями сокращается, так как сокращается выпуск вагонов. С другой стороны, в сложных рыночных условиях многие компании стремятся повысить эффективность доступных им финансовых ресурсов и вкладывать их в основной бизнес, а непрофильные активы, которыми для грузоотправителей часто являются вагоны, – финансировать с помощью лизинга или использовать другие варианты обеспечения доступа к подвижному составу: аренду или услуги операторских компаний. Немаловажный дополнительный фактор такого стремления грузоотправителей сконцентрироваться на основном бизнесе – рост сделок лизбэка или по продаже кэптивных транспортных компаний.
В 2021 год лизинговые компании смотрят со сдержанным оптимизмом. Восстановительный рост мирового спроса после глобального локдауна (а в некоторых сегментах – не восстановительный, а последовательный) приведет к росту потребности в вагонах. Кроме того, насыщение рынка грузовых перевозок в 2018–2019 гг. заставило участников перевозочного процесса искать новые рычаги для повышения эффективности перевозочного процесса: от бесконечного наполнения вагонами сеть быстрее не поедет. Поэтому сейчас появляется активный интерес к сегментам путевой техники, портовой инфраструктуры.
Автор: Андрей Цыганов, начальник аналитического департамента ПАО «ТрансФин-М»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.