Думаю, что в данном случае стоит все же отделять политические заявления от реальных действий. Для Республики Беларусь транзитный потенциал имеет огромное экономическое значение, утратив которое республика рискует попасть в системный экономический кризис. При гипотетическом отказе республики от пропуска транзитных грузов для Казахстана и России останется только вариант смешанных транзитных перевозок (по железной дороге до портов Финского залива и далее морским транспортом).
При этом создается риск проявления дефицита пропускной способности железных дорог Северо-Запада России (линия Вологда – Санкт-Петербург работает в настоящее время в режиме фактически полностью исчерпанной пропускной способности), однако предусмотренное концепцией развития железных дорог Северо-Запада РФ усиление Сонковского хода (Дмитров – Сонково – Будогощь – Мга) способно эту проблему в кратчайшие сроки решить.
Дело в другом: смешанные перевозки уже не будут столь привлекательными и конкурентоспособными по сравнению с морскими, как текущие сухопутные (прежде всего по срокам доставки). Для России это означало бы потери транзитных перевозок в эквиваленте около 20 пар поездов в сутки, или примерно 900 тыс. ДФЭ в год. Потерянная прибыль составит около 50 млрд руб. в год.
Однако следует заметить, что в силу острого дефицита провозной способности на Восточном полигоне на место «отмененных» контейнерных поездов ОТЛК могут прийти другие.
Для самой Белорусской железной дороги транзитные грузовые перевозки являются важнейшей частью дохода. Гипотетическая упущенная прибыль составит около €100 млн в год, и диверсифицировать ее нечем.
Думаю, правительственным кругам республики потери очевидны, поэтому реализацию такого решения представляю маловероятной.
Автор: Алексей Колин, начальник научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования» РУТ (МИИТ)
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.