+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.11.2021 18:00:09
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

ЦСР: с учетом имеющихся рисков целесообразно рассмотреть вариант переноса строительства линии ВСМ Москва – Санкт-Петербург на более поздние сроки

Реализация такого капиталоемкого проекта, как строительство железнодорожной высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Санкт-Петербург между крупнейшими агломерациями общей численностью 27,64 млн жителей (по данным Росстата на 1 января 2021 г.), формирует существенные эффекты для экономики страны: дополнительный прирост ВВП страны, развитие смежных отраслей, создание новых рабочих мест, сокращение времени поездки, увеличение провозной возможности магистрали за счет большей скорости движения поездов, сокращение стоимости поездки и т. д. Перечисленные выше эффекты будут аккумулировать дополнительный спрос на поездки.
ЦСР: с учетом имеющихся рисков целесообразно рассмотреть вариант переноса строительства линии ВСМ Москва – Санкт-Петербург на более поздние сроки
Опыт Китая и других стран, где уже имеется опыт эксплуатации сети высокоскоростных железнодорожных линий, демонстрирует, что реализация аналогичных крупных проектов позволяет развивать промышленный, строительный и транспортный секторы страны, ускорение движения людей или товаров способствует росту экономики. Таким образом, с точки зрения развития экономики страны при наличии достаточного объема финансовых ресурсов и технических возможностей реализация подобного рода проектов необходима.

При этом в текущих экономических реалиях пандемийного периода для принятия окончательного решения о целесообразности и возможности строительства линии ВСМ в необходимо разрешить ряд принципиальных вопросов.

Например, уже сейчас на ряде объектов по строительству железнодорожной инфраструктуры существует кадровый дефицит, не позволяющий в полной мере нарастить темпы строительства и реализовать весь потенциал грузовых и пассажирских перевозок железнодорожным транспортом по территории РФ. Уже сейчас это становится проблемой для стивидоров в морских терминалах, темпы строительства которых сильно опережают развитие железных дорог. При этом рынок и эксперты прогнозируют дальнейшее усиление дефицита строителей различных специальностей на фоне планов по увеличению финансирования крупных строек, в том числе реализации мероприятий КПМИ и отдельной масштабной программы «Агрессивное развитие инфраструктуры», реализация которой запланирована до 2030 года.

Другим, не менее важным вопросом является отсутствие подтвержденных (в полной мере) источников и объемов финансирования строительства участков ВСМ. Помимо этого, не проработаны меры государственной поддержки в условиях высоких темпов инфляции, роста ключевой ставки ЦБ РФ, увеличения стоимости привлечения заемного капитала и т. д. С учетом имеющихся вопросов и рисков в очередной раз целесообразно рассмотреть вариант переноса строительства линии ВСМ Москва – Санкт-Петербург на более поздние сроки. В случае принятия такого решения в качестве альтернативного варианта направления высвобождающихся инвестиций называется проект строительства выделенной грузовой линии между Москвой и Санкт-Петербургом.

В условиях свободы выбора маршрутов перевозок в западном направлении целесообразность строительства дополнительного выделенного грузового хода между Московской и Ленинградской агломерациями низкая, так как существующие железнодорожные маршруты (преимущественно так называемый Сонковский ход) в полном объеме обеспечивают существующие потребности в перевозках грузов. При этом в условиях сопоставимой стоимости перевозки (в пределах 40–60 тыс. руб. за 1 ДФЭ), грузоотправитель чаще отдает предпочтение более гибкому автомобильному транспорту, вследствие чего существенная часть контейнерного грузопотока проходит по новой автомобильной трассе М-11 «Нева».

Основу железнодорожного грузопотока между Московским и Ленинградским регионами формируют минерально-строительные грузы (3,7 млн т по итогам 10 мес. текущего года, преимущественно щебень) и нефтепродукты (около 2 млн т). Суммарный объем перевозок грузов железнодорожным транспортом на рассматриваемом направлении за 10 месяцев 2021 года составил 6,3 млн т, в том числе 18,5 тыс. ДФЭ. В структуре перевозок наблюдается значительный дисбаланс в сторону отправления грузов из Ленинградской области и Санкт-Петербурга в направлении Московского региона как в части сырьевых грузов, так и грузов с высокой добавленной стоимостью, в том числе перевозимых в контейнерах.

С другой стороны, нельзя не учитывать продолжающийся миграционный конфликт между странами Европейского союза и Республикой Беларусь, дальнейшая эскалация которого может привести к закрытию основного транзитного коридора по оси Китай – Европа – Китай. И в этой связи необходимо уделять внимание развитию дополнительных и альтернативных направлений международных перевозок, в том числе транзита.

Таким образом, решение о создании дополнительной грузовой инфраструктуры между Москвой и Петербургом необходимо принимать с учетом завершения международного конфликта на границе Польши и Белоруссии и реакции европейских властей, что прямым образом может отразиться на логистических схемах международных перевозок между Россией и странами ЕС.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions