+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.03.2021 14:09:23
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Террористы совершенствуют формы и методы атак на транспорт и инфраструктуру, и мы должны быть к этому готовы

По мнению международных экспертов, до 70% террористических актов совершены на объектах транспортной инфраструктуры или с использованием транспортных средств. Анализ наиболее резонансных из них позволяет сделать однозначный вывод: транспорт и транспортная инфраструктура по-прежнему остаются одними из основных объектов устремлений террористов. Тем более что за последние 5 лет они составили порядка 25% случаев совершения наиболее резонансных террористических атак.
Террористы совершенствуют формы и методы атак на транспорт и инфраструктуру, и мы должны быть к этому готовы
Транспортный комплекс исторически находился в поле зрения террористов вследствие привлекательности транспортной инфраструктуры ее человеческими, материально-техническими, технологическими и информационными ресурсами. Совершаемый на такого рода объектах теракт, как правило, вызывает мощное поражающее воздействие и широкий общественный резонанс.

Первый террористический акт, связанный с угоном самолета, был совершен в 1931 году в Южной Америке. В 1933 году впервые в истории гражданский авиалайнер одной из бельгийских авиакомпаний был уничтожен в результате подрыва пронесенной на борт бомбы. В 1950-х гг. подрывы бомб на бортах пассажирских самолетов стали настоящим бедствием для ряда авиакомпаний. Новый вызов мировому сообществу датирован 2001 годом, тогда террористы захватили четыре самолета и использовали их в качестве управляемых бомб, протаранив Всемирный торговый центр в Нью-Йорке и здание Пентагона. Число жертв – почти 3 тыс. человек.

С 2016 года автотранспорт стал применяться как средство совершения терактов путем наезда на людей в местах их массового скопления. Подобные теракты были совершены в Ницце, Берлине, Лондоне… Для стран СНГ наиболее резонансные теракты имели место в 2009 г. – подрыв поезда «Невский экспресс», в 2010 г. – на станциях Московского метрополитена «Лубянка» и «Парк культуры», в 2011 г. – в аэропорту Домодедово, в 2015 г. – взрыв на борту лайнера, выполнявшего рейс Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург.

Сегодня фиксируется совершенствование форм и методов террористических акций. Транспорт становится не только объектом, но и орудием совершения терактов. Подрывы заминированных автомобилей и другого транспорта используются террористами-смертниками, к примеру, в Афганистане, Ираке, Сомали.

В этих условиях актуально формирование общих подходов к противодействию терроризму на транспорте в странах СНГ. С этой целью разработан ряд актов международного права, в том числе концепция антитеррористической деятельности. 6 ноября 2020 года подписано соглашение о трансграничных перевозках радиоактивных материалов между странами – участниками СНГ. На 2020–2022 гг. предусмотрено и на постоянной основе осуществляется взаимное информирование об угрозах терактов на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, проходит обмен положительным опытом, технологиями и т. д.

В контексте развития взаимодействия подписан протокол о взаимодействии с координационным транспортным совещанием государств – участников СНГ. В соответствии с ним предусмотрены совместные учения, которые проводятся ежегодно. В текущем году центром запланировано проведение совместных антитеррористических учений «Каспий-антитеррор» на территории Казахстана. Планируется отработать мероприятия по обеспечению безопасности в пределах акватории Каспия.

Другой аспект – профильная специализация. В рамках подготовки специалистов по антитеррористической защищенности объектов транспорта АТЦ СНГ запущены программы обучения специалистов органов безопасности и спецслужб стран СНГ на базе учебного центра по авиационной и транспортной безопасности АО «Шереметьево-Безопасность» и Института национальной безопасности Республики Беларусь. Мы обучаем методам профайлинга, выявления потенциально опасных пассажиров, тактикам и способам ведения переговоров с захватчиками и т. д. Всего за последние 4 года по таким программам подготовлено и сертифицировано более 20 специалистов.

Отдельного внимания заслуживает изменение тактики и устремлений террористов в условиях распространения коронавируса. Несмотря на введение ограничений на перемещения между странами (что снизило риски терактов на транспорте), масочный режим сам по себе повышает привлекательность транспорта для террористических акций. В этих условиях наряду с традиционными видами контроля необходимо шире внедрять новейшие технологии поиска и распознавания потенциальных террористов в пассажиропотоке. Такие инструменты визуального контроля способны выявлять нестандартное поведение человека и сообщать об этом на пункт контроля.

Возникает необходимость использования новейших информационных технологий, позволяющих со временем сформировать интеллектуальную транспортную систему, интегрировать ее в существующую инфраструктуру безопасности. При этом мы должны быть готовы к нивелированию кибератак.

Еще один важный аспект – применение беспилотных летательных аппаратов. Их активно используют террористические организации в Ираке и Сирии, не исключается возможность применения роев таких устройств для атак на транспортные средства и инфраструктуру. Мы будем работать с этим вопросом и рассматриваем в 2021 году изменения в модельный закон безопасности на транспорте и проект рекомендаций по пресечению противоправных действий.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions