Топливо в РФ дорожало в рознице весь 2021 год – по некоторым оценкам, рост цен уже превысил 20%. Снижение было зафиксировано только в начале осени. Но в конце сентября цены вновь пошли в рост, а с середины октября ускорили его. А ведь топливо в составе затрат на перевозку составляет 50–60%, поэтому подорожание его тянет за собой рост стоимости транспортировки, товаров (поскольку увеличиваются логистические затраты), услуг (для которых эти товары необходимы).
В ФАС обещают, что в 2022 году топливный рынок будет более спокойным. Но подобные прогнозы мы слышали и о 2021-м. Непредсказуемость влияния коронавируса на экономику, санкционных рисков и других факторов не позволяет говорить о скорой стабилизации топливного рынка.
Многие коллеги уже предупреждали об опасности взрывного роста цен на грузоперевозки в I квартале 2022 года. Дело в том, что многие не могли следовать за ростом себестоимости транспортировки из-за необходимости работать по уже заключенным контрактам с установленным предельным ростом цены отправки. В начале года же эти контракты будут перезаключаться, а значит, перевозчики смогут установить свои правила. В условиях дефицита транспорта и высокого спроса клиентам придется с ними согласиться.
Мы понимаем, что цены уже не снизятся – этот факт придется признать. Но это не значит, что можно опустить руки: российскому рынку нужны срочные и довольно жесткие меры для предотвращения ценового коллапса, когда стоимость перевозки станет настолько высока, что уничтожит рентабельность грузоотправителей. И, как мне кажется, начать нужно именно с регулирования цен на топливо.
Автор: Антон Молчанов, председатель Объединенной ассоциации перевозчиков
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.