+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.10.2020 13:44:34
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

При перевозке в 260–280 млн т Транссиб и БАМ рискуют окончательно закрепить за собой статус великих угольных дорог

Оба предложения, прозвучавших с разницей почти в несколько дней, о предельных значениях провозной способности Восточного полигона к 2030 году являются вовсе не спором о цифрах, как может показаться на первый взгляд.
При перевозке в 260–280 млн т Транссиб и БАМ рискуют окончательно закрепить за собой статус великих угольных дорог
Поскольку, если судить с позиций тонно-километража, прав, конечно, Сергей Цивилев, выступающий в заочной пикировке с РЖД не как губернатор Кузбасса, а, что гораздо важнее для текущего момента, в качестве руководителя рабочей группы Госсовета по энергетике. Ведь все бамовские «номерные» проекты (сначала БАМ-2, а теперь и БАМ-3), они суть об одном и том же – расшивке провозных мощностей, а значит, и логика здесь проста до невозможности: чем больше, тем лучше. В конце концов та дельта в разнице объемов, заявленных как рабгруппой Госсовета, так и со стороны РЖД (а речь идет о вполне полновесных 50–70 млн т), может быть учтена в качестве провозного резерва.

Но самый интересный и любопытный пример в эти дни нам подкидывает, как всегда, история. Ровно 10 лет назад, в преддверии осени 2010 года, ровно по той же самой теме – расширения провозных способностей БАМа – ГипротрансТЭИ представлял в Минтрансе два варианта развития событий к 2025 году. По первому варианту предлагалось увеличить с текущих 12–15 млн до 50 млн т, при оценке капитальных затрат в 470–500 млрд руб. Второй вариант был гораздо амбициознее: 98–100 млн т с оценкой по затратам на уровне свыше 1 трлн руб. Инициаторами «супер-варианта» тогда, как и сейчас, выступили региональные власти: на тот момент губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта активно поддержал глава дальневосточного полпредства Виктор Ишаев, сам за год до этого покинувший губернаторскую резиденцию в Хабаровске и понимавший, какие инвестиционные возможности это открывает для расположенных в крае морпортов Ванино и Совгавань, не говоря уже о реконструкции Дуссе-Алиньского и Кузнецовского тоннелей.

Как и сейчас, спор вспыхнул вовсе даже не о цифрах, а о том, какая грузовая номенклатура будет определять потенциал Восточного полигона, – сырье или все же продукция передела? И здесь мы уже находим определенную правоту за РЖД, ратующими за перераспределение номенклатуры перевозимых на Восточном полигоне грузов в пользу второго и третьего классов. Понятно, что глава Кузбасса исходит из необходимости не допустить сокращения угледобычи, с которой регион, вполне привыкший к неуклонному росту объемов, столкнулся в прошлом году (-1,7%).

Еще в 2018-м Кузбасс уверенно заявил о росте угледобычи на 5,7%, но слабая ценовая конъюнктура на энергетические угли вкупе с обострившейся проблемой их вывоза по железной дороге привели к снижению объемов угледобычи. Ситуация сказалась на пополнении доходной части регионального бюджета, снижением поступления налогов на прибыль, в особенности в III–IV кварталах 2019 года. Итоги I полугодия этого года дают основания предполагать, что Кемеровская область и в 2020-м вряд ли сумеет выйти по углю в плюс. Однако Минэнерго в своих прогнозах склонно обнадеживать: расчет строится на планах нарастить в 2035 году экспорт российского угля в АТР в 2,5 раза, до 237–252 млн т. Показатель, почти идеально укладывающийся в предлагаемый вариант увеличения провозных мощностей Восточного полигона до 260–280 млн т.

В таком случае и Транссиб, и БАМ рискуют окончательно закрепить за собой статус «великих угольных дорог». Со всеми вытекающими для пространственного развития Сибири и Дальнего Востока последствиями. Достаточно обратить внимание на заявленные проекты по строительству и модернизации объектов угольной генерации на востоке страны. Предполагается построить 7 новых угольных ТЭС и модернизировать 12 действующих. Это с одной стороны. С другой же – сибирские города уже несут бремя перманентных социальных конфликтов из-за ухудшающейся экологии, в том числе вызванных загрязнением окружающей среды выбросами с угольных теплоэлектроцентралей.

Наиболее ярким примером за последние несколько лет здесь стал миллионный Красноярск, где, в частности, уже заявлен вопрос о переводе угольных ТЭЦ на газоснабжение. На федеральном уровне, согласно принятой в мае 2015 года Схеме территориального планирования трубопроводного транспорта, строительство магистрального газопровода через Красноярск не предполагалось.

Однако значительные коррективы внесли планы по расширению мощностей газопровода «Сила Сибири». Так, в конце марта этого года глава «Газпрома» Алексей Миллер на встрече с президентом России Владимиром Путиным сообщил о готовности «буквально в ближайшей перспективе» газифицировать Красноярский край, Иркутскую область, Республику Бурятию и Забайкальский край. О том, что эти намерения имеют в том числе и экологическую подоплеку, на встрече и не скрывалось.

К тому же мы являемся свидетелями крайне затяжного конфликта, тянущегося с начала 2010-х гг. вокруг зоны Ванинского морпорта на Дальнем Востоке, где поднимающаяся в ходе перевалочных работ угольная взвесь накрывает всю жилую зону Ванино. За прошедшие годы всеми причастными структурами неоднократно заявлялось о необходимости превентивных мер, но проблема так и остается неурегулированной.

Конечно, необходимо учитывать необходимость укрепления «восточно-азиатского» вектора развития энергетики, но здесь география вполне способна выступить нашим естественным союзником с учетом непосредственного соседства с Китаем. Согласно утвержденной Минэнерго еще в марте 2018 года Схеме и программе развития ЕЭС на период 2018–2024 гг., в ближайшие четыре-пять лет сохранится избыток мощностей российских электростанций на уровне 16 ГВт. В то же самое время уровень электропотребления в целом по России на сегодня остается без сколько-нибудь существенных изменений. Что вполне делает привлекательным вариант с магистральным экспортом российской электроэнергии в страны АТР.

С учетом того, что установленная мощность всех электростанций ОЭС Сибири находится в пределах 51 ГВт, из которых на гидрогенерацию приходится половина от всех мощностей. Но главное – выработка электроэнергии на гидроэлектростанциях обходится в два и более раза дешевле, нежели на тепловых станциях. Обстоятельство, способное компенсировать фактор удаленности от рынков потребления, но главное – электроэнергия становится потенциально существенной статьей российского экспорта в глобальной энергетической стратегии.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions