+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.04.2021 11:40:33
ЖД Транспорт / Мнения
РЖД-Партнер

Оценочно 35% объема перевозок в крытом вагоне в ближайшее время контейнеризации не подвержены

Рынок крытых вагонов по-своему уникален. Из всех ключевых родов подвижного состава на сети РЖД это устойчивый с точки зрения уровня колебаний доходности парк подвижного состава (в 8-летнем периоде для универсальных типов подвижного состава). Диапазон изменений ставки на вагон может составлять 1000 руб./сут. Кажется, что цифра значительна, если не брать в сравнение полувагон, доходность которого менялась в 8 раз. Наиболее постоянный по количеству парк на сети (порядка 58,5 тыс. ед.), который за последние 6 лет уменьшился всего на 5 тыс. ед. (8%).
Оценочно 35% объема перевозок в крытом вагоне в ближайшее время контейнеризации не подвержены
При этом динамика объема перевозок в крытом вагоне регулярно падает со среднегодовой динамикой -5% (с 63 млн т в 2008 году до 37,5 млн т в 2020 г., в том числе -6% и -4% в 2019 и 2020 гг. соответственно).

Крытый вагон проигрывает конкуренцию как автотранспорту на плечах до 2 тыс. км, так и контейнерным перевозкам по железной дороге. Так, по итогам прошлого года объем переориентированных грузов из крытых вагонов в контейнер на фитинговых платформах составил 1,2 млн т. Средняя дальность груженого рейса крытого вагона по территории РФ стабильна последние 5 лет (2 тыс. км). Мы прогнозируем, что динамика объема грузовой базы все так же будет сокращаться на 3–4% в год, однако есть останавливающие факторы этой негативной динамики.

Во-первых, страны СНГ и их железнодорожная инфраструктура, составляющие четверть всего объема логистики крытого вагона. Контейнеризация этих объемов наступит нескоро. Гораздо удобнее, быстрее и экономичнее выгрузить крытый вагон условной бумаги в Узбекистане, чем строить под прием груза в контейнере площадку (даже небольшую), покупать технику, открывать станцию по параграфу и платить за саму перевозку сопоставимые деньги. Во-вторых, сама структура грузоотправителей в крытом подвижном составе на рынке примечательна: 85% из них относятся к категории, обозначающей нестабильную потребность в перевозках внутри одного года (есть примеры 3–4 отправок в месяц). Оценочно 35% объема перевозок в крытом вагоне контейнеризации в ближайшее время не подвержены в силу природы возникновения грузопотока и характера грузоотправителей, курса РЖД на поездную работу и роста доли контейнерных поездов в структуре контейнерооборота.

Таким образом, мы полагаем, что объем грузовой базы снизится до уровня 30 млн т в год к 2025-му и зафиксируется на нем, потребный парк – на уровне 40 тыс. ед. подвижного состава.

Крытый парк подвижного состава по структуре четко делится на три категории по объему кузова, что связано с фактором коммерческой пригодности в различных клиентских нишах: малокубовый парк – 12 тыс. ед. (21% парка), среднекубовый парк – 29 тыс. ед. (50% парка), большекубовый парк – 17 тыс. ед. (29% парка)

Усиленная постройка последних лет обусловлена двумя факторами. Во-первых, продолжающееся естественное выбытие парка малокубовых вагонов по сроку службы. За ближайшие 6 лет спишется почти 16 тыс. вагонов (в среднем по 2,7 тыс. ед. в год), из которых 70% – малокубовый парк. Во-вторых, рост потребности использования большекубового парка в конкретных нишах в 2020 году по сравнению с 2017-м: целлюлозно-бумажная промышленность с 37 до 47%, строительные грузы с 9 до 22%, деревообработка с 20 до 35%. Способность грузоотправителей из этих сегментов платить повышенную к рынку ставку именно за тот логистический эффект, который дает большекубовый вагон.

В целом на сети по состоянию на март задействовано 77% парка (при среднегодовом показателе 71%). Важно при этом отметить, что рынок получил столько большекубовых вагонов, сколько необходимо для балансировки грузовой базы, количества вагонов на сети и оборота (в 2020 г. выпуск вагонов такого типа занимал 85% всей постройки крытых вагонов).

По нашим прогнозам, постройка крытого подвижного состава в 2021 году снизится до уровня 2,5–3 тыс. ед. и далее не будет превышать 2 тыс. ед. Грузовая база уходит из крытого вагона, два последних года массово выбывает малокубовый парк – замещается средне- и большекубовыми вагонами. Перспективы вагонов объемом кузова 175 куб. м пока не выглядят убедительно.

Структура грузов, перевозимых в крытых вагонах, годами неизменна: примерно 35% составляют строительные грузы, 20% – сельскохозяйственные грузы (сахар, мука, соль и т. д.), по 10% приходится на продукцию ЦБП и деревообработки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions