Если предположить, что ограничения, пусть и не в отношении всех грузовладельцев, будут приняты, это будет удар прежде всего по своему собственному перевозчику, хотя по касательной заденет и российских операторов, но не так сильно, как может показаться.
Дело в том, что возможности передачи транзита по белорусско-польской границе ограниченны. Это исключительно технологические ограничения, они были всегда и никак не связаны с текущей политической ситуацией. Фактически сейчас это лимитирующий участок, и не случайно ОАО «РЖД» так активно развивает контейнерный транзит через Калининград и перевалку транзитных грузов через порт Санкт-Петербурга.
Очевидно, в случае введения санкций произойдет перераспределение потоков: те, кому нельзя ехать через Белоруссию, отправятся морем в Санкт-Петербург или Калининград. А те, кто под санкции не попадет, смогут воспользоваться освободившимися мощностями на белорусском направлении.
Вариант транзита через Украину и Финляндию, на мой взгляд, вряд ли может стать заменой маршрута через Белоруссию из-за нехватки мощностей по пограничной обработке грузов. Добавлю, что подобные проблемы могут в целом негативно сказаться на транзитном потоке через территорию России. Не будем забывать, что его рост – это результат титанической работы ОАО «РЖД» и частных операторов в последние 5–7 лет. Им стоило большого труда перетащить грузы с проверенного морского пути на быстрый, но незнакомый большинству грузовладельцев путь железнодорожный. И, конечно, негативная информационная повестка вокруг этого пути может отразиться на его востребованности.
Я надеюсь, что в данной ситуации здравый смысл и соображения экономической целесообразности все же восторжествуют, до введения санкций дело не дойдет и логистам не придется в пожарном порядке пересматривать все цепочки поставок.
Автор: Артур Нурмухамедов, генеральный директор ABC-Rail
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.