Если не касаться автомобильного транспорта, очень хорошим примером в настоящее время является морской транспорт. У «Совкомфлота» на природном газе работает девять судов, из них шесть судов – крупные по типу «афрамакса». Одно из них – самый знаменитый газовоз «Кристоф де Маржери», который обслуживает в наших морях нефтегазовые проекты.
Помимо этого, сейчас по заказу «Атомфлота» разрабатываются проекты ледокола 40 МВт, который, надеюсь, будет не в единственном экземпляре. До 2025 года планируется, что будет около четырех таких ледоколов.
«Совкомфлот» на отечественной верфи «Звезда» строит три танкера ледового класса с большим дедвейтом, которые смогут работать в условиях сложной ледовой обстановки. Опять-таки на «Звезде» строится большой танкер «Санкт-Петербург» класса «афрамакс». Таких судов должно быть построено 12 ед. 10 из них будут использоваться компанией «Роснефть». Остальные два – нашим перевозчиком, «Совкомфлотом».
Коллеги из Крыловского государственного научного центра разрабатывают двухтопливный ледокол небольшой мощности. Это говорит о том, что распространение газа идет не только на каких-то крупных судах. Есть также суда и мощностью 12–14 МВт. Думаю, «Росморпорт» будет использовать его для проводки судов и обслуживания портов.
Во всем мире на газе работает 125 судов. Учитывая динамику и то, что мы уже сделали за последние пять лет, думаю, что существенный вклад до 2040 года в увеличение количества судов до 6 тыс. будет и за отечественной верфью.
Кроме того, в настоящий момент строится паромная переправа, которая будет на линии Усть-Луга – Балтийск. Это также один из типов использования газа на морском транспорте.
Здесь большие перспективы, особенно если будет большая государственная программа, и частный бизнес будет активнее вкладываться в строительство судов.
Большие перспективы и у железнодорожного транспорта. Но нужна помощь коллегам из РЖД. Тем более что они провели большую работу по созданию и локализации 99% магистрального газотурбовоза, который планируют использовать и на неэлектрифицированных линиях, начиная с Северной, Свердловской железных дорог.
Также не стоит забывать и об авиационном транспорте. Здесь есть хороший научно-технологический задел, его нужно обновить. Возможно, первоначально это будет техника, которая использует в том числе попутный нефтяной газ, что очень актуально для наших отдаленных территорий.
Автор: Сергей Егоршев, и. о. директора департамента программ развития Министерства транспорта РФ
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.