В условиях продолжающейся модернизации Восточного полигона, государственное «ручное» регулирование объемов перевозимого угля в сторону стран Азиатского региона является вполне обоснованным шагом. Безусловно, нельзя допускать злоупотребления монопольным положением со стороны ОАО «РЖД» при недискриминационном доступе потребителей – транспортных перевозчиков к железнодорожной инфраструктуре. Азиатский рынок угля в настоящее время является привлекательным для российских угольных компаний, аналитики прогнозируют рост стоимости энергетического угля в I квартале 2022 года на 10–15% в связи с ограничениями экспорта из Индонезии и ростом китайской экономики.
В данном случае формирование квот выступает как дополнительные государственные гарантии получения доходов от экспортных поставок, на базе которых можно планировать предприятиям отрасли свою финансово-хозяйственную деятельность на предстоящий год.
Процесс формирования и выделения квот остается дискуссионным вопросом. Квоты будут предоставлены новым регионам, таким как Бурятия (9,1 млн т), Хакасия (9 млн т) и Тува (0,4 млн т), угольные предприятия которых не являются драйверами в отечественной угольной промышленности.
Дополнительную загрузку инфраструктуры Восточного полигона в 2021 году обеспечила добыча на угольных месторождениях на территории Якутии. Еще в период 2018–2020 гг. среднегодовой показатель погрузки по Якутии оценивался в 8–9 млн т, за 2021 год при объемы выросли до 21,2 млн т. В условиях активного роста объемов добычи угля своевременная государственная поддержка в виде предоставления квот для республики будет весьма кстати.
Отмечу, что правительственные решения для Кузбасса стабильны. Гарантированный объем вывоза на экспорт (квота) по предприятиям региона в восточном направлении на 2022 год составляет 58 млн т, что фактически резервирует существенную часть пропускной способности всего Восточного полигона. Пересмотра и перераспределения объемов перевозок угля из Кузбасса в краткосрочной перспективе не ожидается.
Если говорить о том, насколько высокой будет дополнительная загрузка восточных участков БАМа, здесь необходимо выделить два фактора. Первый – своевременная реализация инвестиционной программы ОАО «РЖД». Второй – выборка угольными предприятиями уставленных для них квот.
Автор: Дмитрий Агафонов, заместитель директора Центра экономических исследований инфраструктурных отраслей, к. э. н.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.