+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
15.12.2015 12:50:04
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор рынка грузовых железнодорожных перевозок (ноябрь 2015 года)

В ноябре 2015-го впервые за последние 2 года месячная погрузка на сети РЖД показала небольшой прирост. С учетом данного улучшения вполне возможно, что к концу года железной дороге удастся снизить прогнозируемые темпы падения объемов грузовой работы на сети.
 

Надежды на лучшее

В ноябре 2015-го погрузка на сети РЖД составила 103,1 млн т, что на 0,1% выше уровня ноября 2014-го. «Мы планируем удержать снижение объемов погрузки на уровне 1%, несмотря на то, что в настоящий момент снижение погрузки к концу года прогнозируется на уровне 1,4%», – заявил первый вице-президент ОАО «РЖД» Анатолий Краснощек.

Надежды железнодорожников на лучшее связаны в первую очередь с улучшением основных эксплуатационных показателей. По словам А. Краснощека, маршрутная скорость за январь – ноябрь 2015 года выросла до 608 км/сут., что на 8,2% больше, чем в аналогичном периоде 2014-го, надежность доставки грузов увеличилась на 6 п. п. и составила 95%, участковая скорость выросла на 3,4% и сейчас составляет более 39 км/ч. «Стоит отметить, что себестоимость железнодорожных перевозок выросла лишь на 8%, в то время как уровень инфляции достиг 12%», – отметил А. Краснощек.

Низкодоходные грузы: уголь и стройматериалы сохраняют положительную динамику

В ноябре 2015-го на сети было погружено 28,9 млн т каменного угля, что на 1,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По данным Минэнерго, добыча угля в России в январе – ноябре 2015-го выросла на 4,3% в годовом исчислении, а экспорт угля снизился на 1,4%. При этом с начала текущего года (на 04.12.2015 г.) расчетный индекс средних цен российских производителей на каменный энергетический уголь увеличился на 3,4% (к концу декабря 2014 г.).

Согласно оценкам экспертов, российские угледобывающие компании в текущем году существенно не меняли структуру продаж угля. Мировой рынок по-прежнему является приоритетным направлением реализации российского угля. Однако на фоне сформировавшегося профицита поставок практически на всех направлениях, а также ограничений китайской стороны (одного из крупнейших партнеров в Азиатском регионе) на импорт российским угольным компаниям было крайне сложно наращивать экспортные объемы. Вместе с тем в сложившейся макроэкономической ситуации девальвация рубля остается фактором, стимулирующим рост российских экспортных поставок угля на фоне относительно низких мировых цен. Так, согласно данным Citigroup, за счет ослабления рубля повысилась конкурентоспособность российских экспортных поставок по отношению к поставкам угля из Австралии и Северной Америки. С начала текущего года (на 04.12.2015 г.) уровень экспортных цен австралийских и южноафриканских поставщиков каменного энергетического угля снизился на 21,1 и 17,6% соответственно (к концу декабря 2014 г.). Цены на европейском угольном рынке снизились на 29,1%. Отметим, что российским угольщикам в ноябре 2015 года удавалось сохранять цены на железнодорожные перевозки угля по крупным контрактам. Например, СУЭК сохранила стоимость доставки угля в порт Мурманск, хотя ставки на предоставление полувагонов во многих сегментах перевозки выросли.

Погрузка строительных грузов в ноябре 2015-го продолжала демонстрировать положительную динамику, впервые отмеченную в сентябре. За ноябрь было погружено 10,7 млн т стройгрузов, что на 9,2% больше, чем годом ранее. По оценкам экспертов, основными сдерживающими факторами производства строительных материалов остаются неопределенность перспектив развития строительного комплекса, базирующегося на градостроительной политике и территориальном развитии регионов и федеральных округов, а также недостаточная инвестиционная активность в отрасли. Так, объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», в январе – октябре 2015-го снизился на 10,3% в годовом исчислении.

Вступление в действие постановления правительства РФ № 815 от 6 августа 2015 года «О лицензировании импорта щебня и гравия», действующего до 31 декабря 2015 года, поддержало российских поставщиков стройгрузов, так как щебень составляет около 90% в структуре их погрузки. Однако некоторая неясность дальнейшего развития отрасли сохраняется. «В условиях неопределенности развития ситуации с импортом щебня и гравия иностранных производителей на рынок Российской Федерации данные предприятия по-прежнему крайне осторожно инвестируют в производство», – отмечает исполнительный директор НП «Национальное партнерство ассоциаций и союзов предприятий промышленности строительных материалов» Владимир Сергеев. По его мнению, для полного оздоровления отрасли необходима долгосрочная государственная поддержка отечественных производителей нерудных строительных материалов. Поэтому промышленные предприятия, производящие эти материалы, обратились к правительству с просьбой о продлении срока действия постановления № 815 «О лицензировании импорта щебня и гравия» на срок не менее 1 года начиная с 31 декабря 2015-го. Работа в этом направлении уже ведется. Проект соответствующего постановления разработан и опубликован для публичного обсуждения.

Погрузка руды железной и марганцевой в ноябре 2015 года составила 9 млн т (-2,2% к ноябрю 2014 г.), промышленного сырья и формовочных материалов – 3 млн т (+7,1%), цемента – 1,8 млн т (-10%), руды цветной и серного сырья – 1,6 млн т (+6,6%).

Среднедоходные грузы: удобрения растут, лес начал падать

В ноябре 2015-го на сети было погружено 4,3 млн т химических и минеральных удобрений, что на 7,5% больше, чем годом ранее. В то же время, по данным Росстата, производство минеральных удобрений в РФ в январе – октябре 2015-го снизилось на 1,1% в годовом исчислении, а по прогнозу Минэкономразвития России производство минеральных удобрений в стране к концу 2015 года снизится на 3,5% к уровню 2014-го.

Лесные грузы впервые с начала года показали отрицательную динамику – в ноябре погрузили 2,9 млн т, что на 3,4% меньше, чем годом ранее. Представители предприятий отрасли объясняют это наступлением межсезонья, когда поставки традиционно падают из-за прекращения лесозаготовительных работ.

Продолжается снижение показателей погрузки в сегменте лома черных металлов. В ноябре было погружено 1,2 млн т, что на 14,3% ниже прошлогоднего результата. Поставки металлолома осуществляются в основном на спотовом рынке, где количество факторов, влияющих на выбор вида транспорта грузоотправителями, достаточно велико. Одним из таких факторов осенью 2015 года стал рост ставок на предоставление полувагонов. В результате часть грузопотока перешла на автотранспорт. Один из грузоотправителей сообщил, что перевел на шоссе даже поставки лома на маршрутах протяженностью 4 тыс. км, например, из Улан-Удэ в ЦФО. При этом стоимость доставки автотранспортом оказалась ниже, чем по железной дороге.

В течение ноября 2015-го на сети было отгружено 2 млн т зерна, что на 4,8% меньше прошлогоднего результата. Тенденции мирового рынка зерновых вряд ли можно считать благоприятными. Так, с начала 2015 года (на 09.12.2015 г.) уровень биржевых цен на российскую экспортную пшеницу снизился на 12,8% по отношению к концу декабря 2014-го. Еще один среднедоходный груз – кокс – в ноябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го показал снижение погрузки на 10%, до 0,8 млн т.

Высокодоходные грузы: падение по всем номенклатурам

В ноябре 2015-го погрузка нефти и нефтепродуктов на сети составила 20,9 млн т, что на 5% ниже аналогичного результата прошлого года. По данным Минэнерго России, добыча нефти в стране в январе – ноябре 2015-го выросла на 1,3% в годовом исчислении, а экспорт нефти увеличился на 7,8%. Согласно прогнозу Минэкономразвития (октябрь 2015 г.), в текущем году среднегодовая цена на нефть марки Urals (марка российской нефти, идущей в основном на экспорт) снизится на 45,7% в годовом исчислении – и это по базовому варианту прогноза. Впрочем, мировые биржевые цены на нефть марки Brent (по состоянию на 09.12.2015 г.) также снизились на 30% по отношению к концу декабря 2014-го, причем за период с 2 по 9 декабря 2015 года под влиянием информации о возможном повышении странами ОПЕК уровня квот на добычу нефти (с 30 до 31,5 млн баррелей в день) цены уменьшились на 5,6%. Тем не менее в МЭР считают, что к концу 2015-го объем экспорта российской нефти увеличится на 6,2% в годовом исчислении.

В ноябре 2015-го на сети было погружено 5, 6 млн т черных металлов, что на 8,2% меньше, чем годом ранее. По данным Росстата, объем производства стали в России в январе – октябре 2015-го снизился на 0,9% в годовом исчислении, готового стального проката – на 0,6%. Негативные тенденции в металлургической отрасли сохраняются. «Цены на металлургическую продукцию за последнее время упали более чем в 2 раза, – отмечает вице-президент по логистике НЛМК Сергей Лихарев. – По большинству продуктов у нас маржинальность либо нулевая, либо отрицательная». По его мнению, частичным решением проблемы было бы повышение эффективности перевозок, то есть оптимальное использование скорости движения и грузоподъемности вагонов. «Увеличение средней скорости на 1 км/ч означает сокращение потребности в парке вагонов на 3%, – отметил С. Лихарев. – Поэтому если мы с РЖД будем работать над скоростью перевозки и повышением коэффициента полезного использования загрузки парка, то сможем избежать катастрофических последствий».

Погрузка товаров в контейнерах в ноябре составила 1,8 млн т, что на 10% ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Негативные тенденции отрасли, связанные с 30%-ным сокращением объемов импорта, сохранялись и в ноябре 2015-го.
Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions