+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.02.2016 18:00:56
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Обзор грузовых железнодорожных перевозок в январе 2016 года

По итогам грузовой работы в январе погрузка на сети ОАО «РЖД» составила 93,8 млн т, что на 2,9% меньше, чем в январе 2015-го. С одной стороны, результаты первого месяца нового года вряд ли позволяют испытывать оптимистические настроения, с другой – уже на протяжении нескольких лет январские показатели грузовой работы демонстрируют снижение по сравнению с предшествующим годом, но в феврале и марте железная дорога восполняет стартовые потери.
 

Уголь, удобрения и стройгрузы сохраняют рост

К концу января на сети железных дорог погрузили 28,6 млн т каменного угля, что на 2,6% больше, чем в январе прошлого года. Любопытно, что продолжающееся снижение мировых цен на уголь (за редким исключением) пока не слишком повлияло на объемы его перевозок по железной дороге. С начала текущего года (на 22.01.2016 г.) уровень экспортных цен австралийских поставщиков каменного энергетического угля снизился на 3% по отношению к концу декабря 2015-го, южноафриканских – увеличился на 4,1%. Цены на европейском угольном рынке уменьшились на 6,3%, так как запасы твердого топлива в регионе в настоящее время и так достаточно высоки. По данным Минэнерго России, по состоянию на 22.01.2016 г. расчетный индекс средних цен российских производителей на каменный энергетический уголь снизился на 2,1% (по отношению к концу декабря 2015 г.). «Причиной долгосрочной тенденции снижения мировых цен на уголь стало перепроизводство на фоне уменьшающегося спроса», – продолжают констатировать отраслевые эксперты. В этих условиях угольщикам остается изыскивать способы повышения эффективности перевозок и снижения транспортной составляющей, но, судя по результатам, пока они с этой задачей справляются успешно. Не случайно участники рынка отмечают, что компетенция грузоотправителей в последние годы существенно возросла. «Та же СУЭК сейчас может научить многих, как эффективно оборачивать вагоны», – отмечает руководитель крупной операторской компании.

Химические и минеральные удобрения в январе 2016-го по-прежнему входят в число «отличников» отрасли. За месяц по железной дороге перевезли 4,6 млн т удобрений (+5,7% по отношению к аналогичному периоду 2015 г.). В целом можно утверждать, что данный сегмент промышленности развивается в соответствии с последним, январским, прогнозом МЭР, согласно которому индекс промышленного производства по виду экономической деятельности «Химическое производство» в 2016 году составит 100,3% (к оценке на 2015 г.). Отраслевые эксперты ждут пусть и незначительного, но все же роста производства продукции химической промышленности.

Еще один сегмент, продемонстрировавший в январе 2016-го положительную динамику, – перевозка строительных грузов (7,1 млн т, +9,3% к январю 2015 г.). Однако отметим, что во многом этот успех объясняется эффектом низкой базы прошлого года. Напомним также, что объемы перевозки строительных грузов на сети РЖД до октября 2015-го снижались на протяжении более 2,5 лет. Ждать каких-то улучшений в строительной отрасли не приходится. В базовом варианте прогноза Минэкономразвития (октябрь 2015 г.) среднегодовой темп прироста инвестиций в основной капитал отрасли в период 2016–2018 гг. составит лишь 1%, что окажет негативное влияние на строительную индустрию. Согласно отраслевым оценкам, существующая рецессия на рынке жилой недвижимости продолжится до конца 2016 года, поэтому ожидается уменьшение объемов вводимых площадей и снижение инвестиций в новые проекты, а значит, и объемов выпуска строительных материалов. Так, прогнозируется снижение производства неметаллических минеральных продуктов на 1,3% (к 2015 г.), а объемы производства конструкций и изделий сборных железобетонных могут упасть на 4,3%.

Рейтинг невезучих

Своеобразный рейтинг номенклатур, вкупе значительно просевших по объемам в январе 2016 года, возглавляют горно-металлургические грузы (если судить по относительным показателям в сравнении с январем 2015 г.). Так, перевозки черных металлов уменьшились на 13,3% (до 5,5 млн т), лома черных металлов – на 32,3% (до 0,456 млн т), руды железной и марганцевой – на 3% (до 9 млн т), промышленного сырья и формовочных материалов – 3,8% (до 2,1 млн т). «Сокращение спроса на грузовые железнодорожные перевозки со стороны металлургов позволяет предположить дальнейшее провисание доставок готовой продукции, к которому мы уже, увы, начинаем привыкать», – комментирует ситуацию представитель крупной компании-металлотрейдера.

Остается трендом и продолжающееся снижение цен на металлургическую продукцию. Так, в 2015-м сводный индекс цен московского рынка черных металлов снизился на 8,5% в годовом исчислении, а с начала текущего года (на 27.01.2016 г.) в России индекс цен на черные металлы сократился на 1,2% по отношению к концу декабря 2015-го. Напомним также, что с 1 января 2016 года РЖД отменили повышающий коэффициент на перевозки черных металлов в размере 1,13 и одновременно ввели понижающий коэффициент 0,882, то есть меры, адекватные рыночным трендам, приняты были.

Перевозки лесных грузов, чьи объемы постоянно увеличивались в течение всего 2015 года, в январе 2016-го перешли в отрицательную зону. Всего за месяц перевезли 2,9 млн т, что на 4,5% меньше, чем годом ранее. Одной из причин такого положения дел грузоотправители называют ухудшение погодных условий, которое мешало вывозить лес с делянок. Вероятно, причина и в снижении объемов экспортных контрактов, стартовавших с начала года весьма сдержанно.

Заметные потери в январе железная дорога несла из-за сокращения объемов перевозки высокодоходных грузов. Например, снижение погрузки нефти и нефтепродуктов составило 7,8% (до 20,9 млн т). Ситуация, связанная с падением мировых цен на нефть, если и меняется в лучшую сторону, то пока весьма незначительно. Напомним, что в 2015 году средняя цена на нефть марки Brent снизилась на 45,3% по отношению к аналогичному показателю 2014 года (-15,3% в декабре 2015 г. к ноябрю 2015 г.), марки Urals – на 47,5% (-13,5%). По состоянию на 20.01.2016 г. мировые биржевые цены на нефть марки Brent снизились на 11,2% (к концу декабря 2015 г.), и лишь в период с 20 по 27 января 2016-го они увеличились на 18,7%. Согласно проекту прогноза Минэкономразвития России (январь 2016 г.), в текущем году объем экспорта российской нефти снизится на 3 млн т (по отношению к оценке на 2015 г.).

Данные РЖД по транспортировке ряда других грузов показывают такую картину: перевозки кокса в январе 2016 года составили 0,812 млн т (-12%), зерна – 1,3 млн т (-16,2%), руды цветной и серного сырья – 1,7 млн т (+3,1%), химикатов и соды – 2,1 млн т (-3,7%), цемента – 1,1 млн т (-23%). Грузооборот за январь 2016-го снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3% и составил 182,8 млрд тарифных т-км. Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии за это же время снизился на 2,4% и составил 236,3 млрд т-км.

Впрочем, на протяжении последних лет сеть часто стартует в январе несколько хуже, чем годом ранее, но затем наверстывает упущенное. Сказывается традиционная каникулярная пауза, к которой в этом году прибавилось ухудшение погоды в ряде регионов и, как следствие, сложности с движением груженых и порожних составов в припортовых зонах. Например, в первой декаде января имели место серьезные проблемы с организацией выгрузки в портах Туапсе и Новороссийск. В связи с этим движенцы были вынуждены ввести ряд ограничений по погрузке в адрес Туапсе и Новороссийска – до 50% объемов погрузки.

К тому же ряд специалистов указывают на то, что в декабре прошлого года сеть вывезла все, что могла, и даже немножко больше. «Во многом в силу особенностей конъюнктуры на мировых и отечественных товарных рынках в декабре было особенно выгодно закупать и, соответственно, перевозить, – считает директор по логистике крупного промышленного холдинга. – Отчасти из-за этого некоторая часть январских объемов была вычерпана еще в декабре». Этот тезис подтверждается статистикой последней недели января 2016-го, согласно которой сети удалось сократить разрыв в отставании к прошлогодним объемам.

Тем не менее очевидно, что на фоне общего падения экономики спрос на грузовые перевозки расти не будет, а конкуренция внутри транспортного сектора обострится. При этом выигрывать будут те участники рынка, кто сумеет предоставить адекватный запросам сервис даже при нисходящем тренде.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions