+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.11.2015 17:31:36
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Невезучий щебень

Состояние строительной отрасли и грузовые перевозки являются одними из ключевых индикаторов экономики страны, которые зачастую более оперативно и точно отражают ее изменения. Негативная тенденция нарастающего отставания объемов погрузки от прошлогоднего уровня на рынке транспортировки нерудных строительных материалов отмечается уже не первый год, но в 2015-м она только усугубилась. Сложившуюся ситуацию хорошо иллюстрируют актуальные показатели погрузки щебня на сети РЖД, однако представители отрасли имеют некоторые основания для надежд на улучшение.
 


По данным ОАО «РЖД», погрузка щебня на сети РЖД в январе – октябре 2015 года снизилась на 13,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. Объемы щебня составили 88% в структуре погрузки стройгрузов – их по итогам 10 месяцев 2015-го было погружено 110,6 млн т, что на 9,4% ниже прошлогодних результатов.


Основные грузопотоки (более 50% объемов погрузки) щебня зарождаются на территории Уральского ФО и Северо-Западного ФО (30 и 24% соответственно). Лидерами потребления строительных грузов, в частности щебня, среди федеральных округов являются Центральный (26,3%) и Приволжский (25,4%). Между тем по итогам 10 месяцев 2015 года объем погрузок строительных грузов из УФО снизился на 14,3%, или на 4,6 млн т, из СЗФО на 9%, или на 2,3 млн т, из ПФО на 20,7%, или на 3,1 млн т. В ООО «Промнерудтранс» цифру по Карелии подтвердили – отгрузка щебня из карьеров республики в январе – октябре 2015 года сократилась на 9,1% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. За 10 месяцев 2015 года на сеть РЖД из Карелии выехало 20,42 млн т щебня, что на 2 млн т меньше, чем в январе – октябре 2014-го (22,4 млн т). По итогам сентября 2015-го динамика снижения объемов отгрузки по сравнению с прошлым годом составляла 13%.

Грузоотправители отрасли возлагали большие надежды на изменение ситуации в связи с принятым в августе 2015 года постановлением правительства РФ № 815 о лицензировании импортного щебня. Оно было направлено на стимулирование спроса на продукцию отечественных нерудных предприятий и в конечном итоге – на повышение загрузки их производственных мощностей. Действительно, в сентябре 2015-го после ввода лицензирования импортного щебня наметился очевидный рост погрузки строительных грузов из Республики Карелии (+28,7% к уровню августа 2015 г. и +40,9% к уровню 2014 г.). В то же время погрузка щебня из Украины в Россию по железной дороге снизилась на 51,1% к уровню августа 2015-го и на 76,1% к уровню прошлого года. За 10 месяцев 2015-го импорт щебня в РФ снизился на 10,2 млн т, или на 44%, и составил 12,9 млн т. Объем поставок из Украины (доля в импорте щебня – 78%) снизился на 9 млн т, из Республики Беларусь (21%) – на 0,9 млн т. Напомним, что более 50% импортных поставок осуществляется в Москву и Московскую область.

В ОАО «РЖД» считают, что импортный щебень по качественным характеристикам, в том числе экологической безопасности, достаточно часто уступает российскому. «Использование материалов со сниженными эксплуатационными свойствами увеличивает риски преждевременного вывода из эксплуатации и разрушения жилых зданий, автомобильных дорог и другой инфраструктуры», – поясняют представители перевозчика. По их мнению, введение лицензирования должно способствовать обеспечению безопасности использования импортного щебня за счет контроля его качественных характеристик, а также поддержать производство российских нерудных предприятий в 2015 году.

По словам исполнительного директора НП «Национальное партнерство ассоциаций и союзов предприятий промышленности строительных материалов» Владимира Сергеева, предприятия – производители нерудных строительных материалов ощутили положительный эффект от вступления в действие постановления правительства РФ № 815 от 6 августа 2015 года «О лицензировании импорта щебня и гравия». «В качестве положительного примера можно привести данные ОАО «Павловскнеруд»: сокращение складских остатков гранитного щебня на складе крупнейшего в РФ производителя нерудных материалов в период с 14 августа по 10 сентября 2015 года составило более 19,6%, или 0,22 млн т, – поясняет эксперт. – Складские остатки крупнейшего холдинга по производству щебня АО «ННК» также снизились, например, на промежуточных складах в Московской области – на 0,08 млн т». Однако несмотря на то, что решение регулятора позитивно отразилось на деятельности отечественных щебеночных предприятий, неопределенность сохраняется. «В условиях неопределенности дальнейшего развития ситуации с импортом щебня и гравия иностранных производителей на рынок Российской Федерации данные предприятия по-прежнему крайне осторожно инвестируют в производство, – отмечает В. Сергеев. – Таким образом, положительное решение о лицензировании импорта щебня в чем-то обернулось и против производителей и конечного потребителя данного продукта».

По его мнению, для полного оздоровления отрасли необходима долгосрочная государственная поддержка отечественных производителей нерудных строительных материалов. Речь идет в первую очередь о законодательной поддержке. Поэтому промышленные предприятия, производящие нерудные строительные материалы, обратились к правительству с просьбой о продлении срока действия постановления № 815 «О лицензировании импорта щебня и гравия» на срок не менее 1 года начиная с 31 декабря 2015-го. Работа в этом направлении уже ведется. Проект соответствующего постановления разработан и опубликован для публичного обсуждения.

Документ еще обсуждается, эксперты и участники рынка продолжают анализировать пока не слишком веселое положение в сфере перевозок щебня. «В течение всего 2015 года наблюдалась негативная ситуация на рынках сбыта строительных грузов, – констатируют в ОАО «РЖД». – Основная причина – снижение спроса со стороны коммерческих потребителей, вызванное падением рынка жилой и коммерческой недвижимости в основном по причине малодоступности кредитных ресурсов». Кроме того, представители перевозчика отмечают, что на снижение погрузки строительных грузов по железной дороге оказало влияние сокращение объемов путевых работ с 6,3 тыс. км в 2014 году до 4960 км в 2015-м (-1,3 тыс. км, или 21%).

«Начиная с января 2015-го темпы снижения погрузки строительных грузов по отношению к прошлому году были достаточно высоки: январь – 26,1%, февраль – 19,7%, март – 21%, апрель – 21,2%, – констатируют в РЖД. – Однако с мая текущего года темпы падения замедлились, и уже в августе отставание к 2014-му составило всего 0,6%». С сентября 2015-го наблюдается стабильный прирост (+3,6% в сентябре, +9,1% в октябре) погрузки строительных грузов к уровню прошлого года.

В ОАО «РЖД» отмечают, что отчасти это связано с особенностями финансирования дорожно-строительных работ в 2015 году. «Поступление денежных средств автодорожным строителям началось не в апреле, как обычно, а в мае-июне, после чего строители начали закупку таких строительных грузов, как щебень и песок, – поясняют в РЖД. – Тендеры на работы были проведены с некоторым опозданием, и только в конце лета подрядчики определились с закупками щебня и песка». В связи с произошедшим сезонный график погрузки строительных грузов был скорректирован относительно погрузки аналогичного периода прошлых лет. Кроме этого, были выделены бюджетные средства для реализации мероприятий по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу – 2018 в РФ. «В совокупности данные факторы позволили сменить понижательную динамику погрузки по сети на повышательную уже в сентябре 2015 года», – полагают в ОАО «РЖД».

Участники рынка перевозок отметили еще одну особенность сезона-2015. Дело в том, что в начале августа стоимость отправки щебня значительно выросла за счет увеличения вагонной составляющей. «В июле стоимость груженого рейса из Карелии в ЦФО составляла 8,5 тыс. руб. за полувагон, в августе – 13,5 тыс. руб., в сентябре – 22,6 тыс. руб., а в октябре – 31,8 тыс. руб.», – констатируют в ООО «Промнерудтранс». На ноябрь 2015 года специалисты компании прогнозировали снижение вагонной составляющей до 25 тыс. руб. «Динамика роста ставок на предоставление полувагонов в октябре показала рост на 20% по сравнению с уровнем Прейскуранта № 10-01, в то время как в сентябре данный рост был нулевым, – отметил представитель «Промнерудтранса». – При этом в августе сохранялся уровень -20% по сравнению с Прейскурантом». В ноябре в «Промнерудтрансе» отмечают увеличение ставок на 5% по сравнению с Прейскурантом № 10-01. В абсолютном исчислении ставки на груженый рейс в октябре достигали 1,3 тыс. руб./т, в сентябре, августе и июле – 1,2 тыс., 1,1 тыс. и 950 руб./т соответственно.

В ОАО «РЖД» полагают, что возникший летом этого года дефицит парка полувагонов связан главным образом с сезонностью использования данного типа подвижного состава. «Традиционно грузоотправители испытывают затруднения в поиске полувагонов именно в летний период – в связи с пиком строительства в регионах, – поясняют представители компании. – Необходимо отметить, что дефицит полувагонов существенно не повлиял на строительный сектор ввиду его эластичности в выборе транспорта для доставки груза». В РЖД считают, что в настоящее время пик строительства пройден, грузоотправители обеспечиваются вагонами в полном объеме в соответствии с заключенными договорами на предоставление подвижного состава.

Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions