• Ставка на полувагон
    1791
    -2.6 %
    руб./сут.
    ноябрь 2019
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2019Г. - 64 балла
  • Финансы USD ЦБ РФ 63.73 0 EUR ЦБ РФ 70.42 0
    BTC 8778.22 usd BTC 560050.44 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
26.11.2015 12:58:40
ЖД Транспорт / Новости
РЖД-Партнер

Лицензирование импорта щебня: плюсы и минусы

На период с 14 августа по 31 декабря 2015 года в России введено лицензирование импорта щебня и гравия из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза. Данный шаг положительно сказался на деятельности отечественных щебеночных предприятий, однако неопределенность в дальнейшем развитии ситуации сохраняется. В итоге отраслевые предприятия по-прежнему крайне осторожно инвестируют средства в развитие производств. О шагах, необходимых для оздоровления отрасли, РЖД-Партнеру рассказывает исполнительный директор НП «Национальное партнерство ассоциаций и союзов предприятий промышленности строительных материалов» Владимир Сергеев.
 

Лицензирование импорта щебня: плюсы и минусы

– Владимир Анатольевич, давайте начнем с описания той ситуации, что сложилась на рынке щебня в РФ перед вступлением в силу постановления правительства № 815 «О лицензировании импорта щебня и гравия».

– До вступления в силу данного постановления Украина поставляла в Россию более 25 млн т щебня ежегодно (причем по демпинговым ценам), что составляло около 28% общего объема производства и поставок гранитного щебня на отечественном рынке. Доля украинского щебня в ряде регионов была довольно ощутимой. Например, по Москве и Московской области она превышала 56%. Для сравнения: все предприятия Карелии производят ежегодно около 18 млн куб. м гранитного щебня. Фактически постоянно растущий импорт украинского щебня нивелировал результаты работы предприятий целого региона России.

В результате мы ежегодно финансировали промышленность Украины в объеме 28–30 млрд руб. и обеспечивали прибыль трейдерам, поставлявшим украинский щебень в Россию. В то же время отечественные предприятия были вынуждены останавливать производство, увольнять работников, сокращать средства на собственное развитие.

– В этой ситуации у российских производителей щебня, вероятно, скапливались запасы?

– Складские запасы крупных и средних производителей щебня в РФ за 2014-й увеличились на 3,97 млн куб. м и к концу года превысили 41,5 млн куб. м. По состоянию на 23 апреля 2015 года складские остатки составляли более 50 млн куб. м, или свыше 70 млн т.

– Как повлияла данная ситуация на логистику перевозок щебня внутри РФ?

– Импорт украинского щебня по демпинговым ценам фактически разорвал сложившиеся ранее транспортные потоки. Доля железнодорожных перевозок нерудных материалов сократилась с 47–50% в 2012 году до 27% в 2014-м. Поставки щебня из Карелии и с Урала в Центральный регион практически прекратились. Кроме того, увеличилась доля автомобильных перевозок в ущерб другим видам транспорта, в том числе железнодорожному. В общей структуре доставки в настоящий момент она составляет более 50–60%.

– Сказалось ли происходящее на ситуации в строительной отрасли?

– Безусловно. Постоянно растущий импорт украинского щебня повлиял на технологии, применяемые в сфере строительства. Практически все производители бетона перешли на дешевый гранитный щебень вне зависимости от того, нужно это или нет, и перестроили под него технологические процессы. Поэтому изменились, например, объемы потребления цемента. Следует сказать, что проблема затронула интересы не только строительных компаний и предприятий отрасли нерудных материалов. Иначе говоря, из частной она переросла в общенациональную.

– Как Вы оцениваете эффект от вступления в силу постановления правительства № 815?

– Предприятия – производители нерудных строительных материалов ощутили положительный эффект от вступления в действие постановления правительства Российской Федерации № 815 от 6 августа 2015 года «О лицензировании импорта щебня и гравия». В качестве положительного примера можно привести данные ОАО «Павловскнеруд»: сокращение складских остатков гранитного щебня на складе крупнейшего в РФ производителя нерудных материалов в период с 14 августа по 10 сентября составило более 19,6%, или 0,22 млн т. Складские остатки крупнейшего холдинга по производству щебня – АО «ННК» – также снизились, например, на промежуточных складах в Московской области – на 0,08 млн т.

– Изменились ли планы данных предприятий в связи с улучшениями, о которых Вы рассказали?

– Многие предприятия, учитывая положительные результаты действия постановления правительства № 815, планируют остановить сокращение персонала и выводить производства на максимальную мощность. Однако в условиях неопределенности дальнейшего развития ситуации с импортом щебня и гравия иностранных производителей на рынок Российской Федерации они по-прежнему крайне осторожно инвестируют в производство. Таким образом, положительное решение о лицензировании импорта щебня в чем-то обернулось и против производителей и конечного потребителя данного продукта.

– Что нужно сделать для того, чтобы ситуация поменялась?

– Для полного оздоровления отрасли необходима долгосрочная государственная поддержка отечественных производителей нерудных строительных материалов. Речь идет в первую очередь о законодательной поддержке. Поэтому промышленные предприятия, производящие нерудные строительные материалы, обратились к правительству с просьбой о продлении срока действия постановления № 815 «О лицензировании импорта щебня и гравия» на срок не менее 1 года начиная с 31 декабря 2015-го. Работа в этом направлении уже ведется. Проект соответствующего постановления разработан и опубликован для публичного обсуждения.

– Выходит, что решать проблемы отрасли следует в комплексе?

– Совершенно верно. Пример с импортом украинского щебня наглядно показывает, что решение проблем должно вестись комплексно и быть направлено на поиск всех видимых и возможных последствий от предпринимаемых шагов.

Беседовала Марина Ермоленко 

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
На ту же тему
РЖД-Партнер

Эксперты: доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота продолжает увеличиваться

Эксперты: доля железнодорожного транспорта в структуре грузооборота продолжает увеличиваться
Компания Ernst & Young представила обзор отрасли грузоперевозок в России 2019 год.

В частности, экспертами были проанализированы фактические результаты отрасли по итогам прошлого – начала 2019 года, источники финансирования инвестиций, сдерживающие факторы и меры государственной поддержки, а также прогнозы и экспертные мнения участников рынка о перспективах его развития.
РЖД-Партнер

Индекс качества услуг сохранил свое предыдущее значение

Индекс качества услуг сохранил свое предыдущее значение
По итогам III квартала 2019 года Индекс качества, обобщающий оценки потребителями уровня качества услуг на рынке грузоперевозок магистральным железнодорожным транспортом, остался на уровне предыдущего периода (64 балла), зато оказался на 6 баллов выше уровня аналогичного квартала 2018-го (58 баллов).
РЖД-Партнер

В первые часы было продано более половины билетов в Крым

В первые часы было продано более половины билетов в Крым
Более 1,5 тыс. билетов продано за 5 ч на пассажирские поезда c материковой России на Крымский полуостров и обратно. Как отмечает пресс-служба перевозчика, первый пассажир приобрел билет из Санкт-Петербурга через 1 мин. после старта продаж в специальном мобильном приложении перевозчика «ГСЭ Билеты».

Выставка Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум
Индекс цитирования

Copyright © 1998-2019 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions

beylikduzu escort