«Основная проблема – это то, что цифровизация сегодня замкнута в большинстве случаев. То есть существует корпоративная информационная система, и она позволяет создать личный кабинет, куда я приду и что-то сделаю. То, что сегодня в рамках РЖД, – это компьютер РЖД – компьютер клиента, они между собой общаются. Это замкнутая система. Здесь проявляется проблема нашей цифровизации: она не работает, потому что цифровой документ, который есть в корпоративной системе, необходимо распечатать, поставить печать и предъявить по месту требования. На других видах транспорта информационные системы соединены между собой в сеть. Информацию по грузу, которую получаю как агент свободной компании, я передаю в таможню, в грузовой терминал, то есть куда потребуется», – пояснил А. Тысячников.
Помимо привычных участников, в перевозочный процесс иногда включаются банки и торговые агенты, и на пути цифровизации возникают новые препятствия. А. Тысячников привел пример, когда форма расчета с покупателем – аккредитив. Для того чтобы он раскрылся и клиент получил деньги, в банк требуется отнести оригинал документа, а не его цифровой аналог.
Цифровизация на транспорте, по словам эксперта, существует более 40 лет. В мире давно применяется стандарт ЭДО, признанный на уровне ООН, UN/EDIFACT, но российские транспортно-логистические компании не внедряют его в работу.
«В рамках UN/EDIFACT существует модель CUSCAR – соединение информации из транспортного документа плюс грузовой манифест. Эта информация передается экспедиторами на грузовые терминалы в портах, аэропортах, но не передается на железнодорожные станции. Если это внедрить в систему РЖД, то транзитные грузы, прибывающие в Россию морским транспортом, а потом перегружаемые на железную дорогу, не нужно было бы набивать в накладные. Мы бы взяли файл и перенесли его в электронную накладную. Поскольку на этом документе у нас стоит отметка таможни, то со стороны контролирующих органов вопросов нет. Сегодня для развития транзитного грузопотока на территории РФ это очень важно», – рассказал А. Тысячников.
Автор: Мария Салеева
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.