+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.10.2021 17:24:01
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Таможенный мониторинг: как бизнес и регулятор играют в верю – не верю

Таможенный мониторинг, который уже в следующем году в рамках эксперимента предлагает запустить ФТС, – это систематическая деятельность по наблюдению за деятельностью компаний – участников ВЭД. Перспективы этого инструмента эксперты обсудили в рамках Международного таможенного форума – 2021.
Как объяснил Сергей Семашко, начальник Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров ФТС России, основная цель мониторинга – вывести отношения таможни и бизнеса в публичное доверительное пространство, чтобы еще до того, как возникнет ситуация взыскания задолженности, разрешить ситуацию более простыми инструментами. «Это инструмент комфортного, я бы сказал, мягкого урегулирования споров», – добавил представитель ведомства. Он подчеркнул, что на время участия организации в мониторинге предприятие получает иммунитет на проведение более тяжелых форм таможенных проверок.

Первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов считает, что таможенный мониторинг в первую очередь направлен на облегчение взаимодействия с компаниями, «которые в основном соблюдают таможенные правила, но иногда ошибаются». Он пояснил, что оценка деятельности компании будет выстраиваться на основе электронного досье, в котором аккумулированы данные обо всех таможенных операциях компании. «Кроме того, туда подкачиваются данные Федеральной налоговой службы, то есть мы видим налоговые риски. Планируем также добавить к перечню данные ветеринарных и фитосанитарных проверок, отчеты технических регуляторов. Также потенциально возможно использование открытых источников информации (данных, представленных в различной отчетности и публичных выступлений). То есть в итоге мы получим объемную цифровую картинку, которая позволит нам наблюдать за деятельностью компании в комплексе. К таможенным проверкам в таком случае мы переходим, только если видим какие-то аномалии. Это дает нам возможность реже обращаться к контролю каждой конкретной декларации компании», – рассказал Р. Давыдов.

Главным документом таможенного мониторинга станет заключение. Таможенный орган, выработав конкретные критерии информации, формирует заключение с потенциальными нарушениями, которые требует устранить. «Таможенная проверка назначается только при отсутствии реакции на заключение или предоставление слабых аргументов в обоснование обнаруженных несоответствий», – пояснил С. Семашко.

Как уточнила Евгения Долгих, начальник отдела нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Минфина России, окончательного решения о том, как именно будет проводиться таможенный мониторинг, пока нет. В данный момент инициировано внесение изменений в статью 4 ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», принято решение о разработке постановления правительства РФ о проведении эксперимента по таможенному мониторингу, разработана дорожная карта (паспорт ведомственного проекта Минфина России «Внедрение системы таможенного мониторинга». Приказ ФТС России, определяющий технологию проведения таможенного мониторинга, находится в разработке.

В чем пока нет сомнений – на первом этапе в таможенном мониторинге пригласят поучаствовать только уполномоченных экономических операторов. «У нас с ними разработана форма общения в качестве витрины данных. Это хороший старт для обкатки новой технологии работы», – объяснил С. Семашко. Как заявил представитель ФТС, всего планируется привлечь к эксперименту 5–10% от общего количества УЭО, причем уже в следующем году. На сегодняшний день более 11 тыс. декларантов находятся в категории низкого уровня риска, в качестве УЭО зарегистрировано 164 организации. Одно из важных условий получения этого статуса – обеспечение доступа таможенных органов к системе учета компании.

С. Семашко представил перечень требований к системе учета УЭО для проведения таможенного мониторинга: сопоставление в автоматическом режиме сведений о товарах, представленных при декларировании, со сведениями о проведении хозяйственных операций в отношении таких товаров; прослеживаемость движения товаров на каждом этапе их хозяйственной деятельности с применением уникального идентификатора товара; хранение сведений о товарах в пределах срока проведения таможенного контроля; доступ (в том числе удаленный) таможенных органов к сведениям о товарах; формирование отчетности, установленной для УЭО, либо ее использование при обеспечении удаленного доступа к сведениям.

Ожидается, что уже в 2023 году разработанная технология будет применять на практике в отношении участников ВЭД «низкого» уровня риска (5–8% от общего количества участников ВЭД).

Директор таможенной практики в «Эрнст энд Янг» Инна Елисанова, присоединившись к обсуждению инициативы, подчеркнула, что крупнейшие участники ВЭД уже используют возможности самопроверки – внутренними ресурсами компании или с привлечением аудиторов. Такие процедуры, по ее словам, направлены на анализ наличия ошибок и несоответствий для повышения эффективности работы. Причем 70% ненамеренных ошибок, по данным аналитика, совершаются из-за недостаточной эффективности внутренних процессов в части взаимодействия отделов, контактов с поставщиками, таможенными органами и т. д. «Инициативная проверка функции ВЭД и добровольное декларирование как результат реализации механизма таможенного мониторинга позволят заблаговременно и без серьезных сопутствующих издержек для бизнеса в рабочем порядке исправлять те ненамеренные ошибки, которые могут иметь место в функции ВЭД. Введение института таможенного контроля также сместит акцент на превентивную работу», – считает эксперт.

И. Елисанова перечислила ситуации, в которых таможенный мониторинг будет наиболее актуален для бизнеса. В их числе – смена логистики поставок, смена структуры в рамках группы компаний, получение статуса УЭО, проверка отсутствия системных ошибок и несоответствий для целей категорирования (низкий уровень риска), смена таможенного представителя, переход на самостоятельное декларирование, решение вопросов штатной численности (необходимости создания отдела логистики или ВЭД внутри компании), оценка использования компанией всех возможных таможенных льгот, тарифных преференций и упрощений в рамках таможенного законодательства.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions