В последних публикациях литовских СМИ на эту тему отмечается, что «местные жители неохотно выбирают профессию водителя фур, при этом трудоустройство иностранцев происходит крайне медленно – перевозчики опасаются, что в будущем возможны перебои в логистической цепочке».
Беспокоит перевозчиков и отношение властей к сложившейся ситуации, каких-то конкретных решений с их стороны по наиболее острым вопросам до сих пор не принято.
«Поскольку Министерство социальной защиты и труда откладывает решение о размере квоты, трудоустройство иностранцев занимает слишком много времени. Эта ситуация означает, что у нас появился эффект бутылочного горлышка – количество вакансий растет намного быстрее, чем бизнес справляется с формальностями при приеме на работу», – обрисовал суть проблемы глава Международного транспортно-логистического альянса Повилас Дрижас.
По его словам, транспортники оказались как бы в подвешенном состоянии. «Позиция ведомства до сих пор непонятна перевозчикам, потому что в министерстве сообщили о возможности увеличить количество квот, – отмечает он. – Однако это будет возможно только после улучшения условий труда водителей. При этом неизвестно, о каких именно условиях труда идет речь».
В то же время Дрижас, как и большинство экспертов, считает, что причину острой нехватки водителей на литовском рынке перевозок следует искать прежде всего в низких зарплатах или неподобающих условиях труда.
Увеличивающийся дефицит водителей является, по мнению руководителя альянса, следствием пандемического кризиса, серьезно нарушившем логистические цепочки во всем мире, особенно в Европе. А потребность в перемещении сырья и товаров за это время значительно увеличилась и в дальнейшем будет только возрастать.
А для Литвы сложившаяся ситуация весьма тревожна еще и потому, заметил Дрижас, что «треть от общего объема экспорта услуг Литвы составляет грузовой автомобильный транспорт».
Впрочем, по мнению экспертов альянса, выход из сложившегося положения есть – и заключается он в более активном привлечении в отрасль иностранных водителей.
При существующей на рынке перевозок нехватки водителей нет другого выхода, уверен глава транспортно-логистического альянса, как активнее заняться наймом иностранных. При этом следует пересмотреть подходы к процессу привлечения профессионалов, обращая внимание прежде всего на их подготовку.
Солидарен с коллегой в этом вопросе президент Linava Ромас Остинскас. По его словам, если в течение года руководство страны не разберется с квотами, логистический бизнес начнет покидать Литву.
«Тогда бизнес просто уедет из Литвы и зарегистрируется в Польше. Государство будет работать в этом месте, потому что если оно нам здесь не подходит и если государству не нужны деньги, то мы поедем в другое место», – сказал Остинскас.
А для того, чтобы иностранные сотрудники оставались в Литве, квота, по его мнению, должна быть расширена 50–60 тыс. человек.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.