+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.09.2022 12:26:55
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Время возможностей для операторских компаний

Становится очевидным, что затяжное и многостороннее влияние санкционных ограничений все более актуализирует потребности в изменениях многих сторон деятельности операторских компаний.
Время возможностей для операторских компаний
Ключевыми являются отношения операторов с грузовладельцами. От их состояния зависит благополучие операторской компании. И здесь возникает традиционный вопрос: что делать для укрепления отношений и какие требуются коррективы по их приведению в соответствие с той санкционной обстановкой, в которой оказались грузовладельцы?
Многие, если не большинство грузовладельцев испытали и продолжают испытывать логистический стресс от разрушения сложившихся цепей поставок. Изменились традиционные рынки, нарушились сложившиеся маршруты перевозок, логистика стала существенно более затратной.

Очевидно, что процесс изменения отношений операторов и грузовладельцев не может быть кратковременным или долговременным. В современных условиях он должен стать непрерывным, направленным на последовательное расширение участия оператора в решении транспортных и логистических потребностей грузовладельца.
В санкционных условиях отношения операторов и грузовладельцев должны эволюционировать от услуг по предоставлению подвижного состава и сервисных контрактов к партнерству, совместно работающему над новыми логистическими решениями, над сокращением логистических и транспортных затрат. Формирование таких партнерств расширит возможности и преимущества, позволит создавать для каждой из сторон синергетический эффект.

Вот некоторые актуальные вопросы, которые могут представлять интерес для операторов и грузовладельцев: формирование новых логистических направлений и маршрутов, длительность нахождения вагонов на подъездных путях грузовладельцев, стоимость подачи-уборки вагонов с путей общего пользования на пути необщего пользования, сколько времени проходит от момента выгрузки вагона до оформления документов на его отправление, сроки доставки груза по инфраструктуре перевозчика и возможности его сокращения и т. д.

В качестве механизма реализации таких партнерских отношений можно рассмотреть создание совместных координационных комитетов, кросс-функциональных команд, рабочих групп и иные формы взаимодействия, которые наиболее адекватно учитывают специфику бизнеса и интересы сторон, а также потребности в развитии и углублении партнерских отношений.

Кроме того, представляется, что в обновлении нуждается и язык делового общения операторов со своими клиентами. В деловой лексике должны преобладать слова «инициатива» («логистические инициативы»), «активность», «мобильность», «предприимчивость», «клиентоориентированность». Почему это важно? Потому что язык делового общения отражает динамику времени и процессы, которые его сопровождают.

Также целесообразно пересмотреть сложившиеся стереотипы использования тех или иных вагонных активов для перевозки определенной номенклатуры грузов, в частности, это относится к полувагонам. Цель пересмотра – в расширении грузовой базы. Полувагоны как универсальный подвижной состав могут получить дополнительные возможности для расширения продуктовой линейки за счет применения различных средств упаковки груза. Это могут быть вкладыши, мягкие контейнеры, флекситанки, другие средства упаковки груза. Упаковка становится средством мобильности груза, увеличивает возможности производителей продукции для ее продвижения на рынки. Одновременно усиливается мобильность вагонных активов операторов.

Развитие таких направлений, достижение успеха за счет их применения в расширении грузовой номенклатуры для подвижного состава целесообразно поддержать кадровыми ресурсами. В их задачи будет входить работа с клиентами по внедрению в перевозки новых средств упаковки грузов.

В обновлении нуждается и отношение к показателю оборота вагонов, который должен быть не только техническим показателем, он должен быть интегрирован с коммерческими результатами деятельности операторской компании. Это объединит ответственность за вклад движенческого аппарата в показатели доходности вагонных активов.

Обновленная переоценка требуется в отношении еще одного актива, который есть в арсенале операторских компаний. Речь идет о технологии, без которой невозможно представить железнодорожный транспорт. Возможности технологии не имеют границ и пределов совершенствования. За этим следует экономика или, иначе говоря, монетизация технологии.

Там, где рынок ограничивает ценовую составляющую услуг оператора, дополнительный доход может принести технологическая составляющая. Простой и всем известный пример – почему выгодна груженая и порожняя маршрутизация? Потому что маршрут проходит, минуя сортировочные станции, и не теряет времени на переработку, переформирование. Сокращается оборот вагона, а это уже экономика оператора, грузовладельца, перевозчика. По различным оценкам, снижение оборота на 1 сутки сокращает потребность в подвижном составе на 60 тыс. грузовых вагонов.

Представляется, что в структуре подразделений операторских компаний, выполняющих движенческие функции, должны быть представлены специальные сотрудники, занятые технологией, ее совершенствованием. По сложившейся практике технологическое направление совмещается в движенческих подразделениях с другими функциями этих подразделений. Но, как сказано выше, возможности технологии безграничны, затраты на ее кадровую поддержку вернутся к оператору многократной экономией и дополнительными доходами. Для усиления технологического потенциала операторов можно было рассмотреть создание альянсов с технологическими партнерами, работающими в отрасли.

Операторские компании, активно развивающие технологические компетенции, будут получать рыночное преимущество не только в своих профильных интересах, но и в отношениях с клиентами, у которых имеется множество технологических возможностей для оптимизации, совершенствования и сокращения за счет этого затрат. Возьмем, к примеру, технологию взаимодействия подъездных путей предприятия и станции примыкания. Если разложить ее на отдельные составляющие, выявятся технологические возможности для упрощения, исключения лишних или дублирующих операций, пересмотра устаревших норм, правил выполнения и т. д.

В заключение хотелось бы привести еще одно весьма значимое для будущего операторских компаний соображение. На текущем этапе взамен разрушенных санкциями цепей поставок идет создание их новой конфигурации, формируется логистическая система, устойчивая к санкционным потрясениям, способная им противостоять. Для операторских компаний это та, вторая часть общеизвестного китайского иероглифа, которая означает возможность.

Операторы, которые совместно с партнерами-грузовладельцами включатся в этот процесс, воспользуются представившейся возможностью, трансформируются из операторской в логистическую компанию, расширят границы своего бизнеса, освоят компетенции 3PL и 4PL, существенно укрепят траекторию своей жизнеспособности.
Суждения, представленные в настоящем материале, не претендуют на истину. Это размышления на актуальные для операторского сообщества темы. Операторский рынок неоднороден, компании на нем находятся на разных уровнях развития, работают в сегментах перевозок с различной конкурентной средой и клиентской базой. 

Определяющие идеи и действия сейчас – за менеджментом операторских компаний. Транспорт, логистика и вся экономика страны находятся в настоящее время в новых условиях, в которых никогда ранее не работали. Под их влиянием утрачивают эффективность оправдавшие, приносившие ранее успех подходы и практики. Требуются либо их радикальные изменения, либо замена на новые, соответствующие тем условиям, в которых сейчас действует российский бизнес.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions