Но нельзя не сказать про отсутствие регулярного сервиса по данному направлению, а именно просто существующий дисбаланс в контейнерном оборудовании и высокие таможенные риски (вероятность досмотровых операций МИДК, а также взвешивание), - все это приводит к увеличению стоимости перевозок и транзитных сроков.
К мерам снижения расходов и повышения конкурентоспособности трансевразийских перевозок я бы отнёс развитие транспортной инфраструктуры, особенно транзитной, что наверняка сможет привести к естественному увеличению транзитных грузопотоков. Также возможно привлечение на железную дорогу опасных грузов (сейчас этот вид грузов преимущественно перевозят морем).
К факторам, сдерживающим переключение грузопотоков из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности из Китая, на маршруты через Россию, вполне справедливо можно отнести, во-первых, скорость и качество сервиса. Следовало бы повысить скорость оказания услуг (морской и железнодорожной транспортировки, а также обработки в портах). Также необходимо гарантировать транзитное время грузовладельцам как минимум меньше на 15-20 дней по сравнению с перевозкой через Суэцкий канал.
Не менее актуальна необходимость разработки единого транспортного документа на весь маршрут следования, который выполнял бы несколько функций: содержал бы информацию о страховании груза, фиксировал бы правила и условия приёма груза для перевозки по железной дороге, а также юридическую ответственность сторон, место и порядок разрешения споров. Данный документ мог бы также использоваться в процедуре таможенного оформления и для подтверждения налоговых вычетов в стране отправления, в транзитной зоне, в стране назначения.
Помимо этого нельзя не отметить слабую развитость инфраструктуры. Железнодорожные подходы к портам Владивостока довольно узкие, также требуется увеличение пропускной способности Транссиба и развитие терминальной инфраструктуры на границе с ЕС.
Необходимо предоставлять льготы на тариф для международного транзита по железной дороге. Также не менее важно развивать свободные порты на Дальнем Востоке для дальнейшей транзитной перевозки в ЕС, особенно складские мощности на их территории.
Особого внимания требует дисбаланс в транзитных потоках. Следует наращивать и развивать грузопотоки из ЕС в страны Юго-Восточной Азии через Россию для сокращения дисбаланса в контейнерах и вагонах в транзитных пунктах, в морских портах перевалки и в стране отправления.
Автор: Игорь Ляшик, руководитель отдела мультимодальных перевозок Дальневосточного региона FM Logistic
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.