+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.04.2025 09:33:39
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Уровень цифровизации транспортно-логистической отрасли в РФ отстает от финсектора, ритейла и телекоммуникаций

По данным Минтранса, в 2023 –2024 годах на цифровизацию транспорта в РФ выделено 45 млрд руб. (из них 12 млрд – на Северо-Запад). Транспортно-логистическая отрасль в РФ демонстрирует средний уровень цифровизации – выше, чем в строительстве или сельском хозяйстве, но отстает от финансового сектора, ритейла и телекоммуникаций. Это связано с высокой капиталоемкостью инфраструктурных проектов, регуляторными сложностями и разрозненностью участников рынка.
Уровень цифровизации транспортно-логистической отрасли в РФ отстает от финсектора, ритейла и телекоммуникаций
Однако драйверы вроде роста e-commerce, требований к скорости доставки и глобальной конкуренции ускоряют внедрение технологий. Например, доля автоматизированных процессов в логистике выросла с 15 до 25% за последние 3 года, но до уровня ЕС (35–40%) пока далеко.

Направления с активной цифровизацией

Сейчас наблюдается вектор на направления, связанные с «бутылочным горлышком», – действиями с человеческими ресурсами – для снижения числа ошибок, облегчения труда, перепроверок:

- автоматизация складских процессов: роботы-погрузчики, AI-системы сортировки (например, проекты «Деловых Линий» и Ozon);

- трекинг грузов: датчики контроля температуры, влажности, геолокации в реальном времени (судоходные компании, «ТрансКонтейнер»);

- цифровые платформы: экосистемы для управления цепями поставок;

- внедрение систем маркировки, которая может быть разной сложности: от просто штрих-кодов до детального описания груза и маршрута;

- автономный транспорт: тестирование беспилотных систем доставки. Для нашей страны это пока, скорее, экзотика и применяется в потребительском сегменте, преимущественно в Москве.

Отстающие направления

- «последняя миля» – это завершающий этап доставки до потребителя. Но его зачастую невозможно оцифровать, так как часто потребитель может быть «оцифрован» только лишь формально. Однако это самый важный этап: все может пройти идеально, а если произойдет ошибка на «последней миле», то это отразится на восприятии системы негативно и сведет на нет все усилия;
- инфраструктурные проекты: цифровизация мостов, тоннелей и дорог тормозится из-за бюрократии и недостатка инвестиций в «умные» системы мониторинга;
- региональные логистические хабы: вне Москвы и Санкт-Петербурга преобладают устаревшие IT-решения, низкий уровень интеграции с федеральными системами.

Ключевые тенденции по цифровизации отрасли

Интересным направлением становится использование искусственного интеллекта для анализа больших данных и прогнозирования логистических процессов.
ИИ помогает не только оптимизировать маршруты с учетом реального времени, погодных условий и загруженности дорог, но и предсказывать колебания спроса, что особенно важно для e-commerce и сезонных перевозок.
Второй важный тренд – это интеграция логистических систем с концепцией «умных городов». В крупных мегаполисах, таких как Москва, уже запущены пилотные проекты по синхронизации движения грузового транспорта с общей дорожной инфраструктурой. Это позволяет минимизировать пробки, снизить количество ДТП и улучшить качество жизни горожан за счет более эффективного управления потоками доставки.
Конечно, отдельно важно отметить инфобезопасность: логистика, транспортная система в целом стратегически важна, а где есть «цифра», есть и уязвимость – а значит, и потребность в защите.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions