Во-вторых, расширение способов доставки. Если канонически это были пункт выдачи заказов (ПВЗ) и доставка до двери, то сейчас появляется новый тренд – это доставка до постаматов. Мы понимаем, что в ближайшее время доля таких способов получения будет только расти, потому что это удобно, не привязывает к конкретному времени доставки и минимизирует коммуникацию, что, кстати, важно в связи с пандемией, по сути, это бесконтактная доставка. В целом рынок достаточно активно растет.
Сейчас 9% всего ритейла, включая продовольственный, приходится на доставку, электронную коммерцию. Если убрать отсюда продовольственный ритейл, это уже 21%, поэтому тренды будут только расти. Очевидно, что рынок логистики до 2025 года будет прирастать в среднем на 30%, в первую очередь за счет рынка курьерской доставки и «последней мили».
Если говорить о пандемии, то ключевые изменения тоже понятны: это требования к бесконтактной доставке, это развитие услуги оставления посылки у двери, а не лично в руки, это развитие постаматной сети. И, конечно, приток новых клиентов в e-commerce, особенно старше 55 лет, тогда как раньше эта категория предпочитала покупки исключительно в офлайне.
Тренд консолидации неочевиден. Наоборот, поняв, что это быстрорастущий (один из немногих) рынков, на него заходят новые участники, в том числе и федеральные игроки, в чьи интересы раньше не входила логистика (а если и входила, то только исключительно между своими складами). Например, 5POST (это дочка X5 Retail Group), СберЛогистика – в этом направлении происходит дополнительная монетизация непрофильных активов.
Поэтому активного тренда к консолидации, если рассматривать курьерские доставки, сейчас не наблюдается. То, что в целом будет идти передел между крупными экосистемами и будут происходить определенные слияния и поглощения на траектории 3–5 лет, такое возможно. Но говорить о том, что это устоявшийся тренд в курьерской доставке, в логистике «последней мили», пока точно нельзя.
Если говорить о новых требованиях бизнеса к логистике, то с усилением конкуренции, конечно, возникает потребность в расширенном режиме получения (до двери, до постамата, до ПВЗ), предоставлении всех способов оплаты – на карты, наличными, на сайте. Также важно, чтобы современные компании давали возможность расширения опций в зависимости от сферы бизнеса отправителя: если это fashion-сегмент, то необходима примерка, частичная доставка; если это косметические товары, то они требуют определенного соблюдения режима при доставке, а также, возможно, ускоренного возврата. Если это продажа заграничных товаров, то здесь необходимо получение паспортных данных и растаможка.
Важно расширять свою сервисную линейку, территориальную сеть, потому что пользователи все чаще выбирают те точки, которые географически им более близки. Ну и, конечно же, принципиально важно работать над интерфейсами приложений, в которых пользователь может отслеживать свои доставки, они должны быть максимально простыми и понятными. Здесь крупнейшие игроки на рынке электроники задают высокие стандарты, регулярно упрощая все свои приложения и системы, ну а нам, логистическим компаниям, нужно соответствовать, чтобы не потерять клиента. От этого в итоге зависит главенство на нашем рынке.
В новых экономических условиях основные качества сервиса – это скорость получения, возможность географически быть ближе к клиенту (либо организация экспресс-доставки на территории), а также простота использования приложений. Но надо понимать, что в логистике, помимо конечного получателя, присутствует еще и заказчик: как правило, это отправитель (например, интернет-магазин). И во взаимодействии с ним очень важную роль играет интеграция – решения, позволяющие получать и формировать данные накладных, получать всю необходимую информацию, обмениваться реестрами.
Также очень важна организация физической логистики – это возможность забора, обработки, консолидации груза, прохождения сортировочных центров, различные способы доставки (земля или авиа). Ведь сколько бы ни совершенствовались IТ-решения в логистике, операционные ее компоненты будут всегда играть важную роль в оценке самого бизнеса.
Среди современных вызовов, стоящих перед логистикой, стоит отметить усиление конкуренции. Учитывая то, что конкурировать придется с уже сложившимися крупными сетями, нужно планомерно искать свою нишу, в которой компания может предложить лучший сервис. Ключевой вызов сегодня – сделать так, чтобы получить лояльность конечного получателя, при этом обеспечив функционирующий обмен данными и обмен посылками с их первичными отправителями.
Автор: Андрей Мякин, директор по продажам СДЭК
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.