С ростом экспорта увеличивается доля контейнерных перевозок товаров по маршруту Китай – ЕС. Железнодорожный транзит Китай – Европа в 2021 году увеличился на треть, составив 1,5 млн TEU. Число рейсов также увеличилось – до 15 тыс., или на 22%.
Отсутствие внутренних процедур оформления грузов в рамках Таможенного союза стало мощным драйвером увеличения грузовых железнодорожных перевозок из КНР в Евросоюз, неуклонно снижается как стоимость доставки грузов различными железнодорожными коридорами, сокращается время в пути. В результате каждый год ставятся рекорды по объему железнодорожного фрахта из Китая в ЕС через Казахстан и Россию.
Преимуществом, определившим двузначные темпы прироста железнодорожных перевозок, стала как цена (впятеро дешевле авиафрахта), так и скорость (вчетверо быстрее морского фрахта). При этом несмотря на высокую связность железных дорог Казахстана и России уже наблюдается исчерпание провозных возможностей маршрута на погранпереходах между Китаем и Казахстаном Достык – Алашанькоу и Алтынколь – Хоргос.
Эксперты уверенно отмечают развитие параллельных маршрутов из Центральной Азии через Иран и Каспийское море к Южному Кавказу и далее к Черному и Средиземному морям, Турции и Европе.
Однако устаревание железнодорожных сетей в Евросоюзе и их неприспособленность к масштабированию объема грузоперевозок также становятся проблемой. На белорусско-польской границе, на погранпереходе Малашевиче, модернизируется пропускной пункт площадью свыше 30 кв. км, что позволит обрабатывать вместо 14 пар поездов в день 55 пар поездов. Расходы на этот проект составляют €700 млн. Предполагается, что увеличится средняя скорость поездов на маршруте и нагрузки на ось.
Автор: Дмитрий Тортев, член экспертного совета общероссийской общественной организации «Деловая Россия»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.