+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.07.2022 13:33:01
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

На рынке складской недвижимости наблюдается незначительное восстановление спроса

В 2021 году складской сегмент набрал отличную динамику – и мы рассчитывали увеличить пул арендаторов в 2 раза, и, соответственно, объем новых складских мощностей. Однако уже в II квартале 2022 года на рынке наметился спад, с марта по июнь стройка ведется только по BTS-контрактам (build-to-suit) и при реализации объектов для собственных нужд, все новые спекулятивные проекты встали на паузу.
На рынке складской недвижимости наблюдается незначительное восстановление спроса
Сейчас мы видим образование субарендной вакансии, которая в моменте практически не влияет на рынок в связи с 100%-ной заполняемостью площадей в прошлые годы и сдержанным спекулятивным строительством. Однако потенциальная будущая вакансия 2023 года, рост себестоимости нового строительства и удорожание финансирования, с одной стороны, и относительно невысокая рыночная ставка, с другой, будут сдерживать строительство значимых объемов спекулятивных складов до конца 2023 года.

Ключевая ставка в марте текущего года остановила и затормозила планы по новой стройке. Что касается роста себестоимости, то в прошлом году девелоперы фиксировали увеличение в 1,5 раза, а за I квартал 2022-го она выросла еще на 20%. Кроме того, перед индустрией стоит задача по замене на релевантные аналоги комплектующих, материалов и технологий, которые более не поставляются на российский рынок. Все перечисленное при ставке в 6 тыс. руб. за квадратный метр в год делает коммерческое строительство малопривлекательным.

Значительная оптимизация затрат сложно достижима, так как склад – это низкомаржинальный, но при этом наиболее стабильный сегмент коммерческой недвижимости. Основные игроки рынка на протяжении длительного периода работали с себестоимостью, совершенствовали комплектацию объекта, чтобы сделать ее максимально надежной, но при этом приемлемой по цене. Более серьезная оптимизация неизбежно повлечет качественные изменения в худшую сторону, а на это мало кто готов пойти.

Что касается объемов нового строительства, то по итогам 2021 года, по данным Knight Frank, в стране было введено 2,43 млн кв. м (+27% по сравнению с 2020 г.), из которых 53% (1281 тыс. кв. м) было введено в Москве, 6% (150 тыс. кв. м) – в Санкт-Петербурге и 41% (1 003 тыс. кв. м) – в остальных регионах России. При этом данный объем не принес рынку спекулятивные свободные площади – большинство объектов строилось под конкретного клиента. Так, в 2021 году только 3% помещений в новых объектах оставались свободными к моменту окончания строительства.

По прогнозам экспертов и игроков рынка, в 2022 году объем строительства в Московском регионе должен был превысить показатель в 2 млн кв. м. По итогам первых 5 месяцев общий объем нового ввода в столице зафиксирован на уровне около 345 тыс. кв. м, а до конца 2022-го будет введено еще около 1 млн кв. м.

Важно отметить, что в конце июня – начале июля мы стали наблюдать незначительное восстановление спроса. Рынку требуются склады, являющиеся базовыми инфраструктурными объектами, развитие без которых невозможно. Ритейл начинает замещать и чуть отрастать за счет российских компаний и импорта из других стран по новым логистическим маршрутам, игроки делают запасы – и на это тоже требуются площади. При отсутствии спекулятивной стройки арендаторов поддержит именно субаренда или строительство объектов под заказ.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions