• Ставка на полувагон
    1600
    0 %
    руб./сут.
    август 2022
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2022Г. - 58 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 58.1 -1.73 EUR ЦБ РФ 56.48 -2.46
    BTC 18888.28 usd BTC 1137641.10 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.07.2022 13:33:01
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

На рынке складской недвижимости наблюдается незначительное восстановление спроса

В 2021 году складской сегмент набрал отличную динамику – и мы рассчитывали увеличить пул арендаторов в 2 раза, и, соответственно, объем новых складских мощностей. Однако уже в II квартале 2022 года на рынке наметился спад, с марта по июнь стройка ведется только по BTS-контрактам (build-to-suit) и при реализации объектов для собственных нужд, все новые спекулятивные проекты встали на паузу.
На рынке складской недвижимости наблюдается незначительное восстановление спроса
Сейчас мы видим образование субарендной вакансии, которая в моменте практически не влияет на рынок в связи с 100%-ной заполняемостью площадей в прошлые годы и сдержанным спекулятивным строительством. Однако потенциальная будущая вакансия 2023 года, рост себестоимости нового строительства и удорожание финансирования, с одной стороны, и относительно невысокая рыночная ставка, с другой, будут сдерживать строительство значимых объемов спекулятивных складов до конца 2023 года.

Ключевая ставка в марте текущего года остановила и затормозила планы по новой стройке. Что касается роста себестоимости, то в прошлом году девелоперы фиксировали увеличение в 1,5 раза, а за I квартал 2022-го она выросла еще на 20%. Кроме того, перед индустрией стоит задача по замене на релевантные аналоги комплектующих, материалов и технологий, которые более не поставляются на российский рынок. Все перечисленное при ставке в 6 тыс. руб. за квадратный метр в год делает коммерческое строительство малопривлекательным.

Значительная оптимизация затрат сложно достижима, так как склад – это низкомаржинальный, но при этом наиболее стабильный сегмент коммерческой недвижимости. Основные игроки рынка на протяжении длительного периода работали с себестоимостью, совершенствовали комплектацию объекта, чтобы сделать ее максимально надежной, но при этом приемлемой по цене. Более серьезная оптимизация неизбежно повлечет качественные изменения в худшую сторону, а на это мало кто готов пойти.

Что касается объемов нового строительства, то по итогам 2021 года, по данным Knight Frank, в стране было введено 2,43 млн кв. м (+27% по сравнению с 2020 г.), из которых 53% (1281 тыс. кв. м) было введено в Москве, 6% (150 тыс. кв. м) – в Санкт-Петербурге и 41% (1 003 тыс. кв. м) – в остальных регионах России. При этом данный объем не принес рынку спекулятивные свободные площади – большинство объектов строилось под конкретного клиента. Так, в 2021 году только 3% помещений в новых объектах оставались свободными к моменту окончания строительства.

По прогнозам экспертов и игроков рынка, в 2022 году объем строительства в Московском регионе должен был превысить показатель в 2 млн кв. м. По итогам первых 5 месяцев общий объем нового ввода в столице зафиксирован на уровне около 345 тыс. кв. м, а до конца 2022-го будет введено еще около 1 млн кв. м.

Важно отметить, что в конце июня – начале июля мы стали наблюдать незначительное восстановление спроса. Рынку требуются склады, являющиеся базовыми инфраструктурными объектами, развитие без которых невозможно. Ритейл начинает замещать и чуть отрастать за счет российских компаний и импорта из других стран по новым логистическим маршрутам, игроки делают запасы – и на это тоже требуются площади. При отсутствии спекулятивной стройки арендаторов поддержит именно субаренда или строительство объектов под заказ.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
  • Перевозка сборных грузов: спрос растет?
    Как в последнее время изменились маршруты отправки сборных грузов, насколько в этой сфере сейчас сильна конкуренция между различными видами транспорта, как сберечь ценные грузы в пути следования и не наткнуться на недобросовестного перевозчика, а также почему сейчас вырос спрос на сборные отправки и надолго ли это – эти и другие вопросы обсудили участники онлайн-семинара «Перевозка дорогостоящих, в том числе сборных, грузов мелкими партиями», организованного журналом «РЖД-Партнер». Читайте наш специальный проект по ссылке.
  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions