По мере возвращения ставки к нормальным значениям рынок стал оживать, начались в основном сделки по рефинансированию портфелей с бывшим в употреблении парком. В меньшей степени шли поставки нового парка. В целом рынок лизинга подвижного состава показал падение относительно прошлого года меньше всего по сравнению с другими сегментами, всего на 12%.
Если говорить о том, какие виды подвижного состава были наиболее востребованы в 2022 году, то больше всего были востребованы хопперы (56% от всех переданных составов) и полувагоны (31%). Платформы и цистерны были наименее популярны среди перевозчиков.
Как будет развиваться сегмент подвижного состава в ближайшем будущем – вопрос неоднозначный, потому что в этой формуле много неизвестных. С какими сложностями мы можем столкнуться в следующем году? Какие секторы будут затронуты сильнее всего? Как быстро адаптируются и переориентируются грузовладельцы? Будет ли решена хотя бы часть задач инфраструктуры? Будет ли скидка на тариф в западном направлении?
Указанные факторы будут влиять на доходность подвижного состава, скорость сети, потребность нового парка. Поэтому если ситуация останется такой, как сейчас, то каких-то существенных провалов не ожидается, а, например, вырастет спрос на цистерны. Будет закрываться отложенный спрос из-за проблем с подшипником в 2022 году на инновационные полувагоны. Также сохранится интерес к крытым вагонам.
По нашим прогнозам, в ближайшей перспективе на рынке подвижного состава будет востребован полный спектр предлагаемых лизинговых инструментов. Чем больше возможностей у лизинговой компании, тем лучше для клиента. Мы исторически любим возвратный лизинг как на б/у, так и на новые вагоны (сделки быстрее одобряются, так как меньше участников сделки, а следовательно, меньше временных затрат на их экспертизу).
Автор: Оксана Ивановская, управляющий директор по лизингу подвижного состава «ВТБ Лизинг»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.