RFID применяется и для более нетривиальных задач. Так, розничная сеть Eurocash Group использует RFID, чтобы управлять температурой в холодильных камерах в 200 магазинах и складах в Польше. С помощью технологии соблюдается температурный режим всей продукции во время транспортировки в магазины, а компания минимизирует потери от испорченных продуктов.
Свои плюсы получают и покупатели. Еще в 2015 году компания Teamidea создала умную примерочную. Это зеркало со встроенным сенсорным экраном, на котором отражается, какие вещи взял с собой в кабинку покупатель. И это тоже стало возможным благодаря технологии RFID. В Amazon Go также используется RFID-технология, когда посетители заходят в зал и прикладывают смартфон к турникету. Так как к телефону привязана банковская карта, то она служит средством и оплаты, и идентификации.
В России же применение технологии сдерживается несколькими факторами. Во-первых, высокой стоимостью самих меток. Например, ожидалось, что проект маркировки отдельных товарных групп будет осуществляться с помощью RFID-технологии. Однако быстро стало понятно, что эта идея не сработает: стоимость одной метки по отношению к стоимости единицы товара слишком велика. И если на стоимость шубы метка за 70 руб. не повлияет, то представьте себе, как это могло бы отразиться на цене молока. Поэтому для маркировки нашли более экономичное решение – коды формата DataMatrix, которые наносятся на упаковку и выполняют те же функции по прослеживанию товара от момента производства до вывода из оборота.
Другой фактор – отсутствие успешных кейсов на рынке. Более того, на слуху как раз неудавшиеся проекты. Самый известный из них – супермаркет «Перекресток. Магазин будущего». О его открытии в конце 2012 года объявили «Роснано», X5 Retail Group N.V. и ОАО «РТИ». В 2014-м «Роснано» заявила о выходе из проекта. Для X5 Retail Group он закончился еще раньше, осенью 2013-го.
Однако перспективы у RFID в России, безусловно, есть, и большие. Одними из главных драйверов будут мировые тренды: избежать информатизации вряд ли получится, особенно крупным игрокам рынка. Другой фактор – маркировка товаров. Хотя средством маркировки выбраны коды формата DataMatrix, допустимо и дополнительное использование RFID-меток. Например, их могут применять производители шин.
При повсеместном внедрении технологии со временем снимется и вопрос высокой стоимости RFID-меток: затраты на их приобретение и нанесение будут компенсироваться снижением расходов на внутреннюю логистику, персонал и ошибки сотрудников. Наконец, бизнес всегда стремится к оптимизации и сокращению издержек. Как только расчеты подтвердят целесообразность перехода на использование меток, мы сразу увидим новости об их внедрении.
Автор: Станислав Позарков, руководитель направления маркировки OFD.ru
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.