+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.09.2019 16:17:00
Логистика / Мнения
РЖД-Партнер

Калининград в некоторых случаях более конкурентоспособен, чем порты Юга

За 2018 год экспорт всей продукции АПК составил более $25 млрд и уже обогнал экспорт химии, машинного оборудования и плавно приближается к экспорту вооружения. Экспорт зерна в прошлом году составил более 50 млн т, львиная доля его была экспортирована через порты Юга, порты Азово-Черноморского бассейна.
Калининград в некоторых случаях более конкурентоспособен, чем порты Юга
Если посмотреть аналогичную карту по минеральным удобрениям, здесь картина более диверсифицирована. Но тем не менее также более половины всего экспорта обрабатывается в портах Ленинградской области. Довольно большую долю занимают страны Балтии.

По прогнозам профильных органов и министерств – Минпромторга и Минсельхоза России, всевозможных отраслевых организаций и независимых агентств, производство как зерна, так и удобрений будет год из года расти. Соответственно, будет расти и экспорт. И мы рискуем уже сейчас столкнуться с ситуацией, когда у нас в стране будут серьезные проблемы с обработкой этого экспорта.

В 2017/2018 сельскохозяйственном году, когда был поставлен рекорд по производству зерна, железнодорожные вагоны, которые вывозят все это в порт, в частности Новороссийск, стояли в очереди, ожидая перевалки, от 1 недели. Бывали случаи, что и более. Соответственно, они пользовались зернохранилищами вместо элеваторов. Это было затратно как для экспортеров, у которых могли срываться контракты, так и для перевозчиков, у которых вагоны передвигались больше срока.

Уже сейчас понятно, что для выполнения задач по наращиванию экспорта сельхозпродукции необходима как модернизация текущих портовых мощностей, так и создание иных точек экспорта, чтобы диверсифицировать наши грузопотоки.

Одной из таких точек экспорта может стать Калининград. Почему именно Калининград? С точки зрения экспорта регионы РФ близки либо к портам Юга, либо к портам Балтики и Калининграда.

На первый взгляд, это связано с географией, но на самом деле – с экономикой, с железнодорожными тарифами перевозки груза от производителя к порту экспорта. К данным расчетам следует приложить еще и стоимость перевалки в разных портах. Мы знаем, что в Новороссийске сейчас перевалка стоит от $20 за 1 т, в Калининграде – в среднем в 2 раза дешевле. Плюс далеко не у всех есть доступ к перевалке именно в Новороссийском глубоководном порту. Поэтому как грибы растут терминалы всех экспортеров – и речные, и мелководные на Азовском море, экспортеры ищут путь для своей деятельности. 

Так вот, если к железнодорожным тарифам прибавить стоимость перевалки, мы получаем два кластера: регионы, из которых экономически выгоднее экспортировать грузы через порты Юга России, и регионы, из которых экономически выгоднее отправлять грузы на экспорт через Калининград. Из Калининграда более выгодными считается ряд направлений экспорта: Северная и Южная Америка, Африка южнее экватора.

Если посчитать стоимость фрахта, можно сделать вывод, что из Калининграда в некоторых случаях дешевле стоимость фрахта.

Если подытожить и сравнить три составляющие – стоимость ж/д логистики внутри России, стоимость перевалки и стоимость ж/д фрахта, – Калининград в некоторых случаях даже более конкурентоспособен, чем порты Юга и Новороссийска.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions