Он отмечает, что по уровню роботизации Азия обгоняет Америку и Европу во многом за счет Китая. Что касается России, на данный момент нет официальных данных по складской роботизации, которые бы позволили более точно оценить положение нашей страны в мире. «Но относительно показателя количества роботов на 100 тыс. человек на производстве Россия в 20 раз отстает от общемирового тренда. Таким образом, рынок складских роботов в России находится в зачаточном состоянии и только начинает развиваться. На сегодняшний день мы имеем единичные примеры локальной роботизации в России», – комментирует В. Киндиенков.
По его данным, в данный момент наблюдается рост индустрии логистических роботов, средний прирост, по разным оценкам, составляет от 10 до 20% в год. В Китае можно наблюдать уже десятки решений, в России также появляются компании, которые ведут разработки в данной области (роботы для перемещения продукции, выгрузки, хранения, комплектации, дроны для инвентаризации и пр.). Конкуренция нарастает, это значит, что цена со временем будет более доступной, а решения – более эффективными. По оценкам Accentis CIS, массовая роботизация складов начнется в ближайшие 2–3 года. Но о полной роботизации говорить пока рано, так как ее эффект будет рентабелен только на больших объемах.
«Насколько инновационная и роботизированная логистика на складах сокращает операционные расходы? Каждый случай уникальный и зависит от глубины роботизации и текущего положения дел компании. На данный момент в Европе роботизация более привлекательна в части сокращения операционных расходов, в силу более высокого фонда оплаты труда. Окупаемость зависит от площади склада и количества роботов. Эффект от логистических роботов может быть только в массовом применении, пилот из 2 роботов вам не покажет эффект. Эффект масштаба сильно влияет на расходы, нужен рой роботов, чтобы увидеть результат. По разным оценкам, средняя окупаемость роботов 3–5 лет», – добавляет эксперт.
В разговоре об инвестициях в роботизацию В. Киндиенков также отмечает, что они оправданны, когда речь идет о стабильно высокой пропускной способности складской системы и высоком уровне сервиса. «Если компании требуется гарантированный уровень сервиса в складской системе, то бизнес-кейс окупится. Это следствие того, что основным драйвером для окупаемости является не дешевая рабочая сила, а более дорогие потери от продаж», – резюмирует он.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.