Как отметил министр, планирование проекта Rail Baltica на национальном уровне является неправильным. Если раньше стоимость проекта оценивалась в объеме €1,9 млрд, то теперь она составляет около €10 млрд.
«Конечно, есть инфляция, но очевидно, что не было хорошего планирования и управления проектом. Лично я не понимаю, как мы можем сейчас поддерживать трату почти в €10 млрд на Rail Baltica. Возможно, у многих была мечта, что мы сядем в поезд в Риге и сойдем в Берлине, но теперь мы понимаем, что сойдем не в Риге, а в Саласпилсе. У Латвии нет денег, и никто не может честно сказать, что мы вообще не можем позволить себе Rail Baltica», - сказал А. Краузе.
Министр подчеркнул, что Латвия не может выделить такие деньги из бюджета на проект, поэтому приходится занимать. Изначально Брюссель обещал профинансировать 85% проекта, но теперь можно сделать вывод, что реальное финансирование будет гораздо меньше, и может получиться наоборот, что 15% даст Брюссель, а 85% придется финансировать Латвии.
«Если у нас нет денег, то мы не покупаем предметы роскоши для себя, своего дома или своей семьи. В данном случае мы сидим в деревянном сарае и мечтаем, что у нас будет замок, что кто-то даст нам миллиарды на строительство этого замка», - отметил министр.
Он также отметил, что при разработке проекта существует много мифов, например, о военной мобильности. Военная мобильность очень важна, но в настоящее время для этого существует хорошая дорожная сеть, а в случае Rail Baltica в Латвии планируется построить только четыре моста, которые, учитывая то, как разрушаются мосты в ходе военного конфликта в Украине, не будут иметь большого значения для военной мобильности.
Как сообщалось ранее, 13 июня этого года Сейм Латвии по предложению 34 депутатов принял решение о создании парламентской комиссии по расследованию ошибок, допущенных при реализации проекта Rail Baltica. Комиссии был дан шестимесячный срок.
Также сообщается, что, согласно отчету о ситуации с проектом Rail Baltica, проведенному высшими органами финансового контроля стран Балтии, в настоящее время нет ясности в отношении модели эксплуатации и управления железнодорожной линией Rail Baltica.
Согласно последнему анализу затрат и выгод Rail Baltica, общая стоимость линии в странах Балтии может составить €23,8 млрд, включая €15,3 млрд на первый этап проекта в странах Балтии и €6,4 млрд в Латвии. Предыдущий анализ затрат и выгод, проведенный в 2017 году, оценивал общую стоимость проекта в €5,8 млрд.