В начале января 2016 года индекс стоимости фрахта Baltic Dry достиг своего исторического минимума. С 1985 года индекс BDI показывает стоимость цен на морские перевозки насыпных и навалочных грузов (сырья: угля, железной руды, зерна) и колебание спроса на сами суда. Индекс отражает стоимость перевозки по двадцати основным торговым маршрутам для судов классов Capesize, Supramax и Panamax. Индекс – отличный индикатор экономической активности, показывая потребность экономик в сырье. Китай замедляется, падают цены на железную руду и уголь, Китаю требуется меньше нефти. Спрос на большие суда тоже снижается – нужны меньшие объемы перевозок.
Морским перевозчикам известно: при росте BDI владельцы судов, перевозящих грузы, получают дополнительную прибыль. Падает BDI – падает и прибыль. Представители крупнейшей транснациональной транспортной компании осенью прошлого года отмечали, что простаивают 306 судов (это почти 7% большого тоннажа) общей вместимостью 1,24 млн TEU.
Сегодня не выгодно использование больших судов, так как в них нечего возить. Ясно, что при транспортировке грузов морем (на контейнеровозах, сухогрузных балкерах, наливных танкеров) выгоднее в том случае, чем больше тоннаж, ведь в таком случае ниже стоимость перевозки за тонну\за куб. м\за TEU. Надеюсь, что эта тенденция не является долгосрочной.
Михаил Розенфельд,
генеральный директор ООО «Новотранс Юг»