+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.06.2020 15:19:42
Логистика / Новости
РЖД-Партнер

Пандемия коронавируса изменила рынок угледобычи

Мировой рынок угля находится под давлением уже давно: цены на уголь достигли многолетних минимумов еще в прошлом году в связи с заметными снижением спроса, главным образом на европейских рынках, нарастающим профицитом и растущей конкуренцией между поставщиками. Пандемия лишь усилила негативные факторы, которые действовали ранее. Карантин привел к спаду экономической активности и промышленного производства, что повлекло за собой сокращение производства электроэнергии и падение спроса на уголь. Пандемия усилила негативные факторы, оказывающие влияние на сжатие рынка угледобычи, рассказал старший редактор Argus Сергей Соколов.
Основные негативные эффекты проявились на рынке угля весной, когда цены снизились на четверть. Наиболее неблагоприятная ситуация сохраняется на рынках Европы, где стоимость угля достигла $37 за 1 т, что стало самым низким уровнем за последние 17 лет. С. Соколов отметил, что это связано с сокращением загрузки угольных электростанций, а также имеющимися большими запасами угля. Кроме того, угольная генерация в европейских странах сталкивается с жесточайшей конкуренцией со стороны газовых электростанций, потому что цены на газ также стремительно падают.

Падение наблюдается также и в Азии, поскольку самые крупные потребители угля в регионе тоже не избежали спада промышленного производства. Подобная тенденция наблюдается в Южной Корее и Японии. Так, в Японии импорт энергетического угля в I квартале упал примерно на 2,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до уровня менее 29 млн т.

«Для российских угольщиков, несмотря на все негативные тенденции, ситуация не столь плачевна. Прибыльность экспорта российского угля снижается вслед за мировым индексом, но все же цены-нетбэк держатся на уровнях $7–10, которые позволяют самым крупным российским угольным компаниям продавать и экспортировать уголь без серьезных убытков», – рассказывает С. Соколов. Он подчеркивает, что в прошлом году уровень прибыльности был ниже и даже падал до отрицательных значений. В этом году российские угольщики получили значительную поддержку за счет сокращения транспортных издержек благодаря скидке на железнодорожные тарифы за западном и южном направлениях. Кроме того, заметно подешевела стоимость аренды полувагонов. Ставки привлечения универсального парка упали на 40%, что дало около $3–4 экономии на транспортных издержках. Также снизилась стоимость перевалки угля в портах, особенно на Северо-Западе, где стивидоры предоставляют значительные скидки, чтобы привлечь дополнительные объемы.

Негативная ситуация на рынке не могла не отразиться на объемах сбыта российского угля. Экспорт российского угля за первые 4 месяца 2020-го упал примерно на 12% по сравнению с уровнем годовой давности. «Однако все уже не так плохо, как было в начале года: в январе падение фиксировалось на уровне 21,2%, в феврале – 12,2%, в марте – 12,7%, в апреле – 10,1%», – добавляет эксперт. «Российские угольные компании в этом году адаптируются к ситуации на мировом рынке. Мы видим ожидаемое резкое снижение поставок через порты Северо-Запада (-22,2%). Но оно пришлось в основном на порты Латвии, так как это наиболее дорогой маршрут. По нему объемы упали примерно в 3 раза. А вот экспорт через российские порты снизился только на 6%, причем некоторые терминалы продолжают наращивать объемы перевалки (например, «Ростерминалуголь» в Усть-Луге)», – рассказывает С. Соколов. Это отчасти связано с тем, что в ряде импортеров спрос на российский уголь носит устойчивый характер (Марокко, Турция). Кроме того, по-прежнему растет экспорт через порты Дальнего Востока в Азию, в том числе во Вьетнам, Индию, Японию. Эксперт отмечает интересную тенденцию: порты Юга показали существенный рост (+13,7%) за счет привлечения грузов в порт Тамань.

С. Соколов также заметил, что некоторые тенденции в структуре экспорта российского угля не связаны с актуальной эпидемиологической ситуацией. Например, снижение поставок через сухопутные погранпосты в Восточную Европу (в первую очередь Польшу) связано с избытком угля в стране. А падение экспорта на Украину связано с политической конъюнктурой.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions