За 9 месяцев текущего года через порты, связанные с железной дорогой, и железнодорожные погранпереходы (исключая Сахалин и Чукотку) экспортировано 175 млн т угля, что на 14% больше прошлого года (154 млн т).
«Как и ожидал ЦЭП, этот рост произошел за счет не восточного, а западного направления: суммарный экспорт на восток фактически не изменился. Притом что в предыдущие годы перевалка угля через порты юга Дальнего Востока росла со средним темпом около 7%», – говорится в сообщении.
В западном направлении экспорт за 9 месяцев вырос на 22 млн т и достиг 99 млн т, что почти соответствует годовым значениям за прошлые годы. Аналитики ЦЭП отмечают, что если набранные темпы экспорта на запад будут сохранены до конца года, то по году можно ожидать экспорт в западном направлении 127 млн т угля, что близко к верхней границе текущих инфраструктурных возможностей.
«Ключевой причиной этого стало развитие нового терминала в Тамани (+10 млн т за 9 мес.). Важное отличие этого терминала от большей части других – возможность загружать более крупные суда (дедвейт до 220 тыс. т). Использование более крупных судов приводит к снижению удельных издержек морской перевозки и, как следствие, к расширению дистанции рентабельных поставок угля.
Добавим, что из Кузбасса в сентябре в западном направлении было отгружено 9,7 млн т (+ 0,6 млн т к уровню прошлого года); в восточном направлении – 4,5 млн т (-0,1 млн т).