+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
30.06.2021 15:01:00
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Заказчики перевозки отказываются от собственного транспорта и передают эту функцию на аутсорсинг

Управляющий директор цифрового мультимодального экспедитора Alltrucks Михаил Мезенцев считает, что в ближайшие 2–3 года доля 3–4PL-операторов вырастет на 40–50%. Мы обсудили с экспертом, каким он видит рынок логистики в этом случае.
Заказчики перевозки отказываются от собственного транспорта и передают эту функцию на аутсорсинг
– Какие услуги получили наибольшее развитие в секторе 3–4PL в 2020–2021 гг.?

– Новый импульс получили личные кабинеты заказчиков, повысилась их востребованность. До пандемии традиционные B2B-пользователи предпочитали взаимодействовать с перевозчиком и оператором напрямую, лично общаться c менеджерами по телефону и электронной почте. Пандемия показала необходимость изменения этого подхода. Общение с клиентскими менеджерами сократилось до минимума, а количество пользователей личных кабинетов выросло с 30 до 70%. В ближайшее время по многим сервисам этот показатель может вырасти до 100%.

Однако во многих случаях низкий уровень цифровизации оператора не позволяет заказчикам перейти на работу с личными кабинетами из-за ненастроенности электронной коммуникации внутри самого оператора. Личный кабинет заказчика становится хорошим рабочим инструментом, если в нем есть понятный калькулятор-тарификатор, обозначены все точки перевозки, рассчитаны услуги по хранению, в итоге клиент получает твердое ценовое предложение, которое не нужно верифицировать, уточнять или перепроверять.

Еще один большой тренд – развитие сервиса электронного документооборота, дистанционное подписание закрывающих документов, серьезный рост интеграции документооборота в личные кабинеты заказчиков. Компании, которые долго и системно шли по пути цифровизации, получили большое конкурентное преимущество на рынке 3PL-, 4PL-операторов и экспедиторских компаний.

– Как Вы считаете, вытеснят ли со временем логистические интеграторы компании 1PL и 2PL?

– Для заказчиков взаимодействие со многими 1–2PL-провайдерами является большой нагрузкой как на логистику, так и на бухгалтерию, да и на документооборот в целом. Чем больше исполнителей в цепочке, тем больше документов и коммуникации. В этом плане заказчикам удобнее и зачастую выгоднее работать с 3–4PL-операторами.

– С какими сложностями сталкиваются компании-операторы, стремясь расширить предлагаемый сервис?

– Сложность в том, чтобы эти услуги представляли собой единый сервис и единое окно для принятия заявки и обслуживания этого заказа. Зачастую во многих 3–4PL-операторах до сих пор при заказе разных видов перевозок, например внутрироссийских и международных, приходится взаимодействовать с разными отделами и структурными подразделениями, при этом общей базы данных у них нет. Поэтому один из главных вызовов для этих компаний – наладить работу по принципу одного окна с помощью цифровизации.

Для этого необходимо создать единую платформу, на которой будут взаимодействовать сотрудники всех подразделений и которая будет объединять полученные от них данные в единую систему. Данные по каждому этапу транспортировки груза должны поступать в личный кабинет заказчика в режиме реального времени непрерывным потоком и с минимальным участием человеческого фактора.

Вторая сложность – собрать стоимость всех услуг в одном калькуляторе-тарификаторе, сделать так, чтобы стоимость была неизменной и не требовала подтверждения и привлечения клиентского менеджера.

Компании с таким уровнем сервиса есть, но это, скорее, исключение из правил. Чаще возникают ситуации, при которых менеджер, который вас ведет, прежде чем сделать комплексное предложение, вынужден собирать данные из нескольких отделов, уточнять наличие свободного транспорта, складских помещений и т. д. Без цифровизации и автоматизации только на это уходит 2–3 дня. Это замедляет выдачу предложений, контроль выполнения перевозки и повышает стоимость услуги.

– Какими особенностями обладает работа компаний-интеграторов в России?

– Глобально транспортная отрасль России характеризуется низкой цифровизацией и прозрачностью. Агрегируя перевозчиков и подрядчиков, 3–4PL-операторы зачастую вынуждены взаимодействовать с ними нецифровым методом. Коммуникация идет очень сложно в разных системах и мессенджерах.

Большая проблема – отсутствие электронной транспортной накладной. У нее нет официального статуса, сотрудники ГИБДД не могут проверять накладные у водителя в режиме онлайн. Пересылка бумажных транспортных накладных (ТН) создает большие трудности (накладные теряются, их неправильно заполняют в месте приема груза, не хватает печатей и т. д.). Так как правильно оформленная ТН – главное основание для проведения платежа, то сроки оплаты оператору или интегратору сильно затягиваются, в лучшем случае на 45–60 дней, но при потере или неправильном заполнении накладной задержка оплаты может достигать 90–100 дней.

С нового года была введена новая форма транспортной накладной, которая требует печати фактического перевозчика и подписи водителя. Соответственно сейчас все компании находятся в долгом переходном периоде: за I квартал было выписано большое количество накладных старого образца или неправильно заполненных документов нового образца. Огромный поток ошибок привел к значительному кризису неоплат до внесения исправлений в накладные. Сложившаяся ситуация не позволяет ускорить цифровизацию и перейти на новый формат работы.

За счет задержки оплаты стоимость перевозки возрастает в среднем на 1,5–2% (за счет использования кредитов). В среднем по рынку транспортные компании берут кредиты под 9–11% годовых. Рынок автоперевозок – 900 млрд руб., 2% – это 18 млрд руб.

– Какие аспекты работы транспортно-логистических компаний имеют наибольшее значение для клиентов-грузоотправителей?

– Первый важный аспект – это взаимодействие между заказчиком, перевозчиком и экспедитором (личный кабинет, обмен заявками и документами, проверка выполнения, выставление счета).

Второй аспект – фактическое движение груза (важно отследить факт погрузки, ожидаемое время прибытия). Большая доля пользователей транспортных услуг – это поставщики FMCG-компаний, и работа с ними строго формализована. Это очень требовательный потребитель транспортных услуг. Под каждый заказ они выделяют определенные временные окна на прием груза. Непопадание в эти тайм-слоты влечет за собой штрафные санкции, причем эти штрафы рассчитываются исходя из стоимости груза, а не перевозки. Поставщик всегда может изменить эти временные окна и уйти от штрафа, если своевременно получает данные об опоздании. Понятно, что перевозка сама по себе рисковая, на дороге может случиться что угодно (авария, поломка, болезнь водителя). Все участники к этому готовы, но, чтобы избежать штрафа, нужно достаточно оперативное информирование заказчика о происходящих изменениях. Зачастую отсутствие такой оперативной коммуникации сильно влияет на качество услуг и как следствие – на отношение заказчика к конкретному перевозчику и экспедитору. Однако при высоком уровне цифровизации и наличие у них инструментов отслеживания транспорта и его контроля на линии (прохождение контрольных точек) сильно повышает уровень качества услуг и степень удовлетворенности сервисом в целом.

– Дайте, пожалуйста, прогноз развития логистического рынка.

– Сейчас заказчики перевозки часто отказываются от собственного транспорта и передают эту функцию на аутсорсинг. Это связано с тем, что производственным и торговым компаниям сложно эффективно работать сразу в нескольких приоритетных для них направлениях. Основа их деятельности – оптимизация себестоимости продукции, а логистика – это отдельный бизнес. В итоге компании отказываются от этого направления и заказывают транспорт у внешнего экспедитора или перевозчика, а чтобы избежать большого количества согласований, отдают логистику на аутсорсинг большим 3–4PL-операторам с развитой IT-инфраструктурой. В большинстве случаев так выходит дешевле.

Беседовала Юлия Чернышевская
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions